В Кузбассе полным ходом идёт реализация проекта «Бережливая поликлиника», главной целью которого является «истребление» живой очереди и разделение потока пациентов на больных и здоровых. Но пока внедрение стоек регистрации широко развернулось только в Кемерове и Новокузнецке. В малых городах люди всё ещё по-старинке собираются в очереди у дверей кабинетов с табличкой «Терапевт». И далеко не всегда эти очереди формируются по вине медика. Пациенты к этому тоже «прикладывают руку»: кто-то почти буквально «идёт по головам» к двери кабинета, чтобы «только подписать/только спросить», а кто-то ломится без очереди, потому что имеет на это полное, по его убеждению, право.
Все ниже перечисленные типы пациентов смело можно примерить как на мужчин, так и на женщин любых возрастов. А имена консультировавших нас врачей, как обычно, останутся тайной для читателей: право на анонимность — это святое.
«Партизан»
Отличительные особенности: считает, что страдать нужно молча, а обращение к врачу — непростительная слабость. При этом не гнушается поиском средств спасения в интернете, у теледоктора Геннадия Малахова и сельских знахарей (если найдёт). Но даже если родственникам удалось загнать «партизана» к врачу, будет вести себя, как суровый белорус на допросе. Чтобы узнать у такого «где болит», действительно нужны «иголки под ногти».
За что ненавидят: за то, что предварительный диагноз приходится ставить по принципу «угадайки». Невозможно понять — какие направления ему выписывать? На что обследовать? А если не угадаешь, кого в итоге скорбящие родственники назовут «коновалом»?
«Вообще совершенно некорректно говорить о том, что терапевты кого-то ненавидят. Все практикующие врачи пришли в медицину, чтобы помогать людям, а не ненавидеть их. Иногда, в силу того, что терапевты тоже люди, может проявиться раздражение или неприязнь к пациенту, который не идёт на контакт и мешает обследованию. Ведь если с ним – с пациентом – что-то случится, родственники будут обвинять именно нас, врачей, что вовремя не поставили диагноз, или поставили, да не тот. Упустили время и не назначили нужное лечение», — поделился с Сибдепо переживаниями врач-терапевт.
«Скандалист»
Отличительные особенности: ведёт себя ровно так же, как и «скандалист» из статьи про клиентов, которых ненавидят продавцы супермаркетов. Уже на входе в поликлинику ему не нравится всё: от неправильных бахил до скорости работы врача.Он входит в кабинет, заранее зная, что у терапевта куплен диплом и что этому врачу нельзя доверить даже крысу. Своё мнение он, естественно, будет высказывать вслух, наводя врача на мысли, что в клятву Гиппократа хорошо бы внести ряд поправок.
За что ненавидят: за то, что итоговый результат будет примерно тем же, что и «Партизаном». Пока пациент собачится с врачом, цель визита отойдёт на второй план. Зато, когда состояние ухудшится, «Скандалист» сможет удовлетворённо заявить: «Я же говорил! Понапокупали дипломов»…
«Чаще всего скандалисты заходят в кабинет с недовольным лицом или сразу с криками. Они лучше нас знают, как мы устроились на работу, какая практика есть за плечами и как нужно лечить. Пока «скандалист» и терапевт выясняют отношения, у двери кабинета толпятся люди, а врач совершенно не имеет возможности заняться прямыми обязанностями – осмотром пациента. Вместо этого он слушает жалобы не на здоровье, а на себя самого», — заключил врач.
«Симулянт»
Отличительные особенности: речь не о том симулянте, которому по какой-то причине нужно «закосить» — с теми-то всё понятно и нормальный врач быстро выведет их на чистую воду. Нет, наш герой за полгода проводит в поликлинике больше времени, чем «Партизан» за всю жизнь. И ещё он всегда страдает. Нет, не так: он СТРАДАЕТ, так, чтобы прониклась вся очередь. После первого чиха мчится в поликлинику, превозмогая лютую боль, а при температуре выше 37-ми просит врача поторопиться — ещё ведь нужно успеть составить завещание. Во время приёма описывает своё самочувствие за последние три дня поминутно, с леденящими душу подробностями. Искренне не понимает, почему врач так спокойно ко всему этому относится.
Как ни грустно, но подавляющее большинство таких пациентов — пенсионеры. И не надо обвинять нас в неуважении к старшему поколению — все до единого терапевты этот факт подтвердили.
За что ненавидят: за то, что нагло крадёт время как врача-терапевта, так и других пациентов, которые действительно нуждаются в помощи. Они уверены, что лучше специалиста поставили себе диагноз и требуют выписать хоть какую-нибудь таблетку, чтобы им стало легче. Желательно подешевле, чтоб ещё удалось сэкономить. У врачей «скорой» (её «Симулянт» тоже часто вызывает) есть отличное противоядие — инъекция глюкозы, выдаваемая за «очень сильную вакцину». Терапевту сложнее — приходится терпеть.
«Такие пациенты, можно сказать, наши постоянные клиенты. Они приходят на приём с завидной регулярностью. Выстраиваются в очередь у кабинета с утра пораньше, а непосредственно в кабинете рассказывают, что вот-вот умрут, если врач тут же не займётся их лечением. Чаще всего «неженками» являются одинокие бабушки, которым не с кем общаться и они идут в больницу», — рассказала врач-терапевт.
«Самодоктор»
Отличительные особенность: повисев полгода на медицинских форумах, начинает считать себя видным специалистом в области медицины, а остальных интернет-трепачей — своими достойными коллегами. Диагноз ставит себе сам, лечение назначает тоже самостоятельно. Скупает в аптеке всё, что отпускают без рецепта. Казалось бы — ну и чёрт с ним, чего врачам-то беспокоиться? Но нет — рано или поздно он таки явится в поликлинику за рецептом или направлением на анализы. В очереди «Самодоктор» словоохотлив и высокомерен, успевает поставить диагноз всем, кто имел неосторожность поддержать с ним беседу. При входе в кабинет скилл «Высокомерие» поднимается ещё на десяток пунктов, что выражается во фразе «Я знаю, что со мной, выписывайте рецепт/направление».
За что ненавидят: за то, что требуют, чтобы врач совершил преступление: позволил идиоту пациенту угробить себя, да ещё и взял на себя за это ответственность. Нужно ли говорить, какие слова слышит в свой адрес терапевт, отказав «Самодоктору» в рецепте без предварительного обследования?
«Никогда, наверное, не пойму людей, которые самостоятельно что-то там у себя диагностируют, а потом лечатся по методам Кашперовского или Малахова, а также по журналам типа «Сам себе доктор». И ведь на приёме они ставят себе такие диагнозы, что и не снилось! Категорически отказываются сдавать анализы, потому что «и так знают, что с ними», стараются выхватить из рук тонометр и повторно самостоятельно измерить давление. Чаще всего они приходят на приём, только по той причине, что не могут купить какое-то лекарство. И они совершенно не доверяют медицине, ведь «раньше же как-то лечились!», — печально заключила наша собеседница.
«Параноик»
Отличительные особенности: чаще всех остальных, вместе взятых, возвращается в кабинет врача «уточнить» и «напомнить». Он панически боится, что врач что-то просмотрит, упустит, не обследует, не назначит и вообще — не долечит. Регулярно предлагает пройти любой анализ (даже ФГДС) повторно — на всякий случай. И даже денег готов за это ещё разок заплатить. Не потому, что хочет болеть, просто он — хронический лузер, уверенный, что роковую ошибку врач обязательно допустит. И именно в его случае.
За что ненавидят: за то, что бесконечно ставит под сомнение профессионализм врачей. А ещё он просто бесит! Ты потратил на общение с ним целый час, к тебе уже вошёл новый пациент, но снова здравствуйте: дверь приоткрывается и в неё просовывается голова твоего любимчика. И эта голова просительно гнусавит: «Дмитрий Сергеевич, я хотела уточнить: может быть, мне сдать кал ещё и на дисбактериоз, а то мало ли?». Нет, «бешенство» — это слишком слабое слово для того, чтобы описать гамму эмоций, испытываемую терапевтом. А ведь приём только начался…
«У «параноиков» есть одна особенность: они постоянно сомневаются в правильности поставленного им диагноза и старательно выискивают всё новые и новые симптомы, потом сверяются с информацией в Сети и приходят на приём с требованием назначить такой-то анализ, потому что нашли у себя симптомы такой-то болезни. И этот тип пациентов очень рад, когда получает направление на госпитализацию».
Если вы не нашли среди перечисленных пациентов себя (да что там, мы уверены в этом!), их слабости можно обернуть себе во благо. Адекватный пациент, пришедший на смену, «Параноику» или «Скандалисту», на контрасте воспринимается терапевтом, как милейший из людей, которому нужно быстро и качественно помочь. Но лучше всего будет, если помощь вам вовсе не понадобится. Всем здоровья. А ответ врачам от читателей Сибдепо будет обязательно — мы чувствуем, что он определённо понадобится.