Главное в картинах, основанных на реальных событиях, – не перегнуть палку и чтобы зрители не нашли в них чего-то, на что можно среагировать неадекватно.
Сюжет
Начнём с главного: мы рассказываем именно о фильме, о режиссёрском ходе и взгляде Сарика Андреасяна на произошедшую трагедию. И, пожалуй, для начала стоит сказать о «плюсах» этой картины. Это практически дословная трактовка известных широкой публике фактов. Причём, достаточно удачна и их интеграция в общую канву фильма. И пусть в одном из интервью главный герой фильма Дмитрий Нагиев настаивал на том, что это художественный фильм. Но точное следование фактам большими буквами и максимально прозрачно говорит: это биографический фильм.
Сюжет, как следует из описания фильма, и из трейлера, построен на истории Виталия Калоева. Для тех, кто не в курсе – спойлерить не будем. Только приведём лишь небольшую историческую справку. Режиссёр «Непрощённого» Сарик Андреасян по-своему воспроизвёл события 16-летней давности. 1 июля 2002 года в небе над Германией столкнулись два самолёта: пассажирский и грузовой. Вертикальный хвостовой стабилизатор «Боинга» ударил по фюзеляжу Ту-154 на высоте 11 000 километров и разрезал его на две части. Падая, пассажирский самолёт в воздухе распался на четыре части. Жертвами этой трагедии стал 71 человек, среди них – 52 ребёнка.
В пользу Андреасяна и сравнение с фильмом 2017 года, в котором играл Арнольд Шварценеггер. Американский драматический триллер «Последствия» отдалённо напоминал историю Виталия Калоева, за основу был взят лишь случившийся факт с этим человеком. Но Эллиотт Лестер посмотрел на вопрос шире: помимо главного героя и его жизни, мы видим и историю диспетчера, который был признан виновным в этой трагедии. В российской же версии кинокартины в центре внимания все два часа только Дмитрий Нагиев в роли Виталия Калоева.
Хорошо поработали операторы кинокартины – кадры трагедии и её последствий захватывают дух. Правда, не будем кривить душой, и скажем, что ожидали увидеть сам момент столкновения двух самолётов. Но режиссёр «Непрощённого» просто позаимствовал идею сцены крушения у американских коллег.
В данном случае его герой сходит за человека уже пожилого, пожившего, не пустого, со своими тараканами. Но при этом же — основательного, серьёзного. И его надрыв, и надлом действительно ощущаются. Нагиев, конечно, вообще не актёр, он шоумен, и тем удивительнее его преображение.
Герои
Именно актёры вызвали огромное число вопросов. Мы так и не смогли понять, почему у жены Калоева (по фильму) армянский акцент? А, судя по видео из семейных архивов, она вообще говорила без акцента. Почему его дочь – армянка? Каждый раз, когда в кадре появлялась киноверсия семьи Калоева, хотелось заткнуть уши, закрыть глаза и молить Бога, чтобы больше Сарику не пришла в голову идея показывать их ещё. Неужели среди такого огромного выбора талантливых российских актрис жену главного героя Светлану должна была играть армянская актриса Марджан Аветисян? Тот же вопрос касается и Карины Каграманян, совершенно неправдоподобно и не артистично играющую дочь Калоева Диану.
Но сделаем оговорку: мы знаем, что в реальной жизни семья Калоевых, а до нынешнего времени и сам глава семейства, жили во Владикавказе. Но Армения – не весь Кавказ, и ставить на все ключевые роли армян, но нашему мнению, неправильно. Тогда уж надо было продолжить линию, и главного героя тоже сделать кого-то из «горячих кровей». Нам в голову пришла мысль, что Сарик собрал всех своих родственников и сделал фильм «от души душевно в душу». Ни к месту.
Ну и главный герой – Дмитрий Нагиев. Безусловно, он хорош. Он и только он «вывез» на себе весь фильм. В его голосе, мимике и жестах была та самая вселенская боль. Мы ему поверили. Но гримёров этого фильма нужно уволить и больше никогда не подпускать ни на одну съёмочную площадку. Мы было смирились, что у Нагиева стали карие глаза (видимо, режиссёр хотел, чтобы герой был максимально похож на реального Калоева), но, чёрт вас дери, некачественные линзы просто не перебили голубой цвет глаз Нагиева. Ну как можно было допустить такую оплошность! Да и борода, которая так часто мелькает в трейлере, видно, что искусственная.
Злодеи, само собой, тоже были. Но их образы были «недокручены», они недостаточно раздражали, а уж о ненависти и говорить не приходится, – она просто не появилась. По некоторым цитатам «плохишей», по мнению режиссёра, зрительный зал должен был сыпать проклятиями и реагировать злым шипением, но нет. Мы после сеанса даже забыли их лица. Хотя именно они отличались из общего потока армянских актёров своим европейским и более привычным типажом.
Вывод
Почему «Непрощённый»? Может быть, речь не про Калоева? Кем он не прощён? Или, вероятно, создатели фильма имели в виду, что он не простил? Ну тогда логичнее было бы назвать фильм «Непростивший». По нашему мнению, название вообще никто не анализировал, и было взято первое попавшееся на глаза громкое и привлекающее внимание слово.
Ещё большее недоумение вызвала реклама швейцарского ножа от известного производителя. Причём, это была совершенно неуместная и возмутительная реклама. После увиденного захотелось встать и выйти из зала, потребовав никого вообще не пускать на этот фильм. Увы, мы не можем себе позволить описать сцену, в которой мелькнул фирменный красный нож с белым крестом, так как это будет жёсткий спойлер.
А вот, что точно вызовет гнев внимательного человека – ошибки в титрах. Мы не о тех, что в конце фильма. На протяжении всей картины герои не раз говорят на иностранном языке, а внизу появляются русские титры. Так вот, в этих титрах диспетчера, виновного в гибели 71 человека, называют то Петером Нильсеном, то Петером Нильсоном, то вообще Питером Нильсеном. Разве же это возможно?
В общем и целом, у Сарика Андреасяна вышла неплохая драма, тем более если быть поклонником творчества Дмитрия Нагиева. На этот фильм стоит сходить только ради него и его актёрской игры. Но никто ничего не потеряет, если это кино посмотрит у себя дома через месяц-другой. Ну а если убрать из кинокартины Нагиева и поставить туда любого армянского актёра – получился хороший кавказский фильм. Но тогда и имени Калоева упоминать не стоит. Во время фильма одним из героев было произнесено слово «спекуляция». Мы бы не хотели его повторять и думать, что молодой режиссёр, прославившийся ужасными комедиями, решил «хайпануть» на такой теме, как гибель людей.