Без опыта берут только в нянечки
Я окончила обычный педагогический университет. Училась на четверки и на красный диплом не претендовала. Сначала пробовала работать в муниципальном детсаде, но быстро поняла, что быть «бюджетницей» не для меня: получаешь мало, работаешь много. А в частном образовании и зарплаты больше, и планка, понятное дело, выше. То, что я туда попала, большая удача: обычно молодых и без опыта берут только в нянечки и бебиситтеры. Помогли знакомые и несколько лет лингвистической школы за плечами — сейчас без знания языков никуда.
Работала в разных семьях. В основном с дошколятами, реже со школьниками младших классов. Агентствам родители не доверяют: за доплату они могут и резюме с нуля составить, и рекомендацию дать. Поэтому чаще всего нанимают гувернанток по советам знакомых — как переходящий вымпел от одной семьи к другой. Наши услуги обходятся дорого, в основном я работала с богатыми семьями — их называют «семьи VIP». Сейчас модно, чтобы ребёнок получил индивидуальное образование. Родители слишком много возлагают на своих детей, из каждого хотят вырастить уникума или вундеркинда. Часто перед наймом спрашивают, есть ли у меня какие-нибудь авторские методики развития? Начинаю рассказывать, они только головой кивают — всем хочется, чтобы их ребёнок был самый умный. Будет чем хвастаться перед знакомыми.
«Отбирают как лошадей: только европейской внешности и с хорошей родословной»
Гувернантке обязательно знать хотя бы один иностранный язык на разговорном уровне. Сейчас в моде немецкий, итальянский, французский, ну и классика — английский. Хотя зачем их учить 4-летнему ребёнку — не пойму. Встречала таких детей, которые не то, что на иностранном — на русском пары слов связать могут. А их заставляют чужой язык учить. В остальном требования к профессии такие же, что и всегда: эрудированность, начитанность, понимание основ детской психологии, знание этикета.
С судимостью и вредными привычками на работу гувернантки ни в коем случае не возьмут. Выбирают чаще всего по количеству корочек и дополнительных образований. Если у вас есть педагогическое или психологическое образование и хорошие рекомендации, владеете иностранным языком и умете играть на каком-нибудь инструменте, можете рассчитывать на приличную зарплату. Но бывают работодатели с фантазией, которые отбирают гувернанток как лошадей: только европейской внешности и с хорошей родословной. Мне как-то раз отказали со словами «у вас лицо какое-то неуютное».
Бывало, я сама отказывала родителям. Требования по работе в каждой семье разные, но некоторым нужен «полный пакет услуг»: и воспитание детей, и обучение, и помощь по дому. Вообще гувернантка — не няня и тем более не горничная. Но многие разницу не видят: платим — делай. Иногда просят приготовить ужин, погулять с собакой, убрать в доме. Хотя мы должны работать и взаимодействовать только с ребёнком: возить по школам и секциям, обучать профильным предметам, играть, устраивать досуг… Но на своей первой работе я этого не знала и потому не спорила: и стол накрывала, и рубашки гладила. Сейчас на собеседовании сразу обозначаю, что уборщицу или повара они в моём лице не найдут.
«Повысишь голос — не только родителям нажалуются, но ещё и насочинять могут»
Конечно, как любой чужой человек в доме, гувернантка может вызвать у семьи недоверие. Как-то ко мне приставили бабушку, которая следила, хорошо ли я веду себя с ребёнком и не украла ли чего-нибудь ценного. В лицо они мне этого не говорили, но все было ясно и без слов. Проверяли на вшивость по-всякому: предлагали выпить на работе, заводили откровенные разговоры. Через время люди привыкают. Начинают доверять, контроль ослабевает. Поэтому на подобное отношение я никак не реагирую. Вообще терпение нужно иметь железное. Бывает, ребёнок себя ну очень плохо ведет, никакой дисциплины. Мама что сделает? Шлепнет по попе, и сразу как шёлковый. Учитель может влепить двойку, воспитатель в угол поставить, а нам даже прикрикнуть нельзя. Во-первых, это не профессионально, а во-вторых, большинство детей в таких семьях очень избалованы, считают себя неприкасаемыми. Повысишь голос — не только родителям нажалуются, но ещё и насочинять могут. Со мной была такая история: ребёнок потерял дорогую игрушку и не хотел признаваться родителям. Когда те узнали, начались разборки, мальчик спёр все на меня — сказал, что видел, как я её в свою сумку прятала. Хорошо, что родители адекватные попались, не поверили.
«В этой работе много чего от мыльной оперы»
С родителями я в дружбу играть не пытаюсь. То ли это просто психология, то ли мне такие люди попадались — но с работодателями не надо сближаться. Гораздо лучше поддерживать чисто рабочие отношения, говорить только о ребёнке, в душу друг к другу не лезть — идеальные условия. Но так получается не всегда. Была одна семья, которая хотела меня крёстной ребёнка сделать. То, что я человек не верующий и вообще посторонний, их не смущало. Даже доплатить обещали.
Другой случай: два месяца проработала на семью из очень религиозной мамы и трех сыновей. Та настояла, чтобы в доме я обязательно соблюдала дресс-код: никакой косметики, волосы убраны в хвост, одежда простая и закрытая. В основном я занималась с младшим, потому что старших со мной наедине не оставляли. Хотя мальчики даже глаза на меня поднять боялись. Я терпела эти странности и про себя посмеивалась, но когда женщина попросила меня раз в неделю исповедоваться у батюшки, стало не до шуток.
Отцы — вообще отдельная история. Нам часто приписывают роли любовниц и охотниц за мужьями. Да, в этой работе много чего от мыльной оперы, но не в этом случае. Наоборот, чаще случается так, что это мужья подбивают клинья к гувернанткам. Иногда даже не прячась от жен. Знаю, что многим это льстит, они ведутся на женатиков, получают подарки. У нас профессионального кодекса нет, но все понимают: пересечешь черту — выгонят с работы. К тому же, рассчитывать всё равно не на что: такие служебные романы не заканчиваются хэппи-эндом. Среди гувернанток жен себе не ищут.
«Ребёнок меня просто ненавидел»
Родители просто должны тебя одобрить, а вот ребёнку нужно понравиться. В прошлой семье я проработала два года. Пятидневная рабочая неделя, с подопечной практически всё время одни. Девочка была проблемная и видно, что недолюбленная. Ко мне не сразу потянулась. Оба родителя вечно в делах, дочкой не занимаются. Скоро в школу, а у неё разговорные навыки на уровне трёхлетки. Нам многое пришлось наверстать, но потом к друг другу сильно привязались.
Но бывают случаи, когда наладить контакт — что-то из разряда невозможного. Был ребёнок, которого из-за проблем со здоровьем перевели на домашнее обучение. К нему каждый день ходила толпа репетиторов — по математике, литературе, химии и так далее. Дополнительно личный тренер и преподаватель фортепиано. Когда приходила моя очередь, мальчик был уже никакой — какие уж там иностранные языки, прогулки, книжки. Но мать настаивала, чтобы мы продолжали учиться. Сидели с ним по несколько часов. Неудивительно, что ребёнок меня просто ненавидел.
«Приходится многим жертвовать»
Для женщины это очень трудно — передать заботу о ребёнке в чужие руки. Многие мамочки устраивают настоящую драму. Одна женщина наняла меня для ухода за сыном и при этом продолжала делать всё сама. Пытаюсь поиграть с малышом, она переключает его внимание на себя, заниматься нам не дает, гулять вообще не разрешает. Когда я спросила, зачем ей мои услуги, она ответила, что ребёнка мне не доверит и вообще ей просто скучно в доме одной.
Но нам тоже приходится многим жертвовать. Работая гувернанткой пять дней в неделю, на две семьи жить не получится. Семья будет одна, и роднёй она не приходится. Ещё хуже, если нужно жить в доме работодателей. Зарплата очень большая, но из своего — только комната, все время чувствуешь лишней, никакой свободы. Не многие соглашаются на это. В основном женщины за 40, у которых нет своей семьи. Они и праздники вместе проводят, и за границу путешествуют. Молодым это тяжелее: хочется с подругами погулять, с мужчинами встречаться. Вот и приходится выбирать: деньги или личная жизнь.