— Кузбасс всегда ассоциируется с углем. При создании проекта реконструкции у вас не было желания перейти в эту тематику?
— Нет, все-таки аэропорт носит имя Алексея Леонова, который родился в селе Листвянка Кемеровской области. Его образ — более знаковый и более вдохновляющий, чем просто угольная тема. Не так давно в Саратове открылся новый аэропорт, названный именем Гагарина, в проектировании которого мы также принимали участие, и он тоже связан с темой космоса. Поэтому нам было интересно продолжить космическую тематику и создать какой-то новый образ. Главной задачей было превратить сугубо транспортное сооружение в яркий, цепляющий образ, способный нести символическую нагрузку — воздушные ворота в город. Мне очень нравится традиция присвоения аэропортам имен великих соотечественников, это очень интересная тема. В Саратове, например, даже удалось организовать небольшой общедоступный музей в аэропорту, с копией капсулы, на которой спускался Гагарин, а также выставкой, посвященной истории российской космонавтики.
— Тема космоса популярна в современной архитектуре?
— Все зависит от задачи, которая стоит перед архитектором. Есть в новейшей архитектуре такое направление как «параметризм» — когда все формы обтекаемые, парящие, динамичные. Это очень недешевые решения, и они больше подходят для зданий с уникальными функциями — музеев, театров и т. п. Аэропорт — довольно функциональное сооружение, поэтому в нем все должно быть четко организовано. Но если этот функционал дополнить образной составляющей, то здание оживает, становится одним из новых городских символов. К тому же тема космоса — одна из немногих, которой русский народ по праву может гордиться. Это действительно позитивный образ.
— Уже можно говорить, каким будет оформление аэропорта?
— Вместе с коллегами из Спектрум Групп, мы дополнили изначальный прямоугольный объем нового терминала широким входным козырьком, с надрезом в виде буквы «Л». К ней присоединяются остальные буквы, и получается слово «Леонов». Получается, что одновременно присутствует динамичный образ крыла самолета или летательного аппарата, спустившегося на землю, и само название аэропорта. Тема крыла у нас есть еще в одном аэропорту — в Перми. Правда, там была другая ассоциация — это крыло ангела. В Перми есть музей деревянной скульптуры, где хранится уникальная коллекция ангелов. И получилось такое исполинское крыло, будто ангел-хранитель для пассажиров. А здесь, в Кемерово — это, скорее, крыло какого-то огромного космического аппарата. Внутри же хотелось создать атмосферу открытого космоса, раскрыть тему с Алексеем Леоновым уже на уровне ощущений. На фоне темного потолка горит множество точечных светильников — ощущение звездного неба. А среди звезд парит копия корабля «Восход-2», на котором Леонов отправился в свой знаменитый полет.
—Какой цвет оформления станет основным?
— С внешней стороны фасады будут, в основном, остекленные, чтобы обеспечить хорошую освещенность. Даже на крыше запланировано несколько световых фонарей, для хорошего доступа дневного света. Козырек будет выполнен из серебристого металла, характерного для космических аппаратов. Внутри будут преобладать темные тона, которые, в сочетании со светильниками, имитирующими яркие звезды, создадут ощущение безграничного пространства — как будто исчезли стены, границы, и ты попал в настоящий космос.
— В интервью «Московской перспективе» вы говорили, что при создании проекта вдохновлялись фильмами «Интерстеллар» и «Время первых». Первый фильм — фантастика, второй — приключенческий триллер. Ваш проект к какому жанру можно отнести?
— На самом деле, проект очень рационален, но предполагает за счет нескольких ярких акцентов и особой отделки создание кусочка другой реальности. Имя Леонова известно еще и вне космического контекста: он писал картины. Мы планируем встроить в интерьер репродукцию одной из его картин и сделать ее частью внутреннего пространства. Я думаю, что эти образы также станут предметом гордости для жителей региона. Они будут свидетельствовать о том, что богатый недрами регион богат и выдающимися людьми, способными покорять неизвестное.