В начале декабря Good Line, крупнейшая IT-компаний Кузбасса, пригласила журналистов региона, чтобы обсудить итоги уходящего года. Стоит сказать, что поговорить действительно было о чём. 2020 год поставил под вопрос не только здоровье россиян, но и существование многих компаний. Дело в том, что царящий коронакризис развивается по спирали, каждый виток которой затягивает всё новые, казалось бы, непотопляемые сферы бизнеса. Какие угрозы нависли над российской экономикой, как вынуждены маневрировать компании, чтобы остаться на плаву и как в этой буре чувствует себя IT-отрасль? О перспективах недалекого будущего рассказал Роман Жаворонков, генеральный директор Good Line.
«Фантомные боли холодной войны»: о том, чего ждать от Америки
«Очевидно, что, если за океаном что-то изменится, это будет влиять и на нас. В этом плане американцы «играют белыми» – после выборов они сделают ход и всем остальным игрокам придётся на него реагировать. Пока не понятно, какую линию поведения они займут. Все поползновения в сторону России, которые были от Америки – это «фантомные боли холодной войны». Там есть явный клинч двух лагерей, которые ведут борьбу за власть. Трамп, едва ли впервые за всю историю, не мог сделать самостоятельные ходы – его блокировали на каждом шагу. Поэтому вся реакция на Россию была инертной, ещё со времен советской повестки. Трамп пытался что-то делать, но в настоящий ход это не перешло. Многие из его задумок так и не были реализованы. Как все будет? Вариантов развития событий несколько. Нужно просто подождать», – ответил на вопрос журналистов Роман.
«Любой кризис – смерть»: про «выживаемость» компаний
«Любое ухудшение – это вопрос управляемости. Если ты жил в одном ритме 20 лет и что-то резко изменилось – ты в состоянии выдать адекватную реакцию? Есть ли инструменты управления, которые позволяют эту реакцию выдать? В большинстве случаев нет. Поэтому любой кризис – смерть. Это скорее про психологическое состояние многих собственников и менеджмента», – рассуждает Роман.
«Есть прогресс»: про флагманские проекты Good Line
«Наша основная деятельность — операторский бизнес, чувствует себя хорошо, здесь мы продолжаем оставаться первыми в регионе. Проектов у нас много и большинство из них успешны. Будущее выглядит туманнее, нежели настоящее. С одной стороны, потребность в интернете выросла, но с другой – население Кузбасса уменьшилось. Непросто продавать что-то уменьшающемуся количеству потребителей», – объясняет собеседник.
Кавёр — уникальные мероприятия
В приложение попадают афиши из 66 городов России, а также события мирового уровня: концерты, спектакли, выставки, экскурсии, карты с необычными и секретными местами и многое другое. Более 1 500 из них доступны онлайн. Главная идея – познакомить пользователей с андерграундом, находить креативные мероприятия, которых нет в обычных афишах. Приложение запущено в начале этого года.
«У проекта значительно выросла доходность, но есть другая проблема. Мы проанализировали Россию: перспективы развития для “Кавра” есть только в Москве и Санкт-Петербурге. Всё современное искусство представлено именно в этих двух городах. Основная аудитория, соответственно, там же. Каждую неделю в «столицах» проходит тысячи событий, около ста из которых – высокого уровня, на которые там хороший спрос. Если бы не пандемия, проект бы уже давно прошёл точку безубыточности. Дальнейшим развитием будет выход на международный уровень», – рассказывает директор Good Line.
Wachanga – экосистема мобильных продуктов для родителей и тех, кто хочет ими стать
Среди них — женский календарь, календарь беременности, ассистент по грудному кормлению и уходу за младенцем, а также приложение для подбора имени ребенка и приложение, которое помогает всесторонне развивать детей от рождения и до школьного возраста. Кроме того, в Wachanga входят трекер выпиваемой воды, приложение — напоминание о приеме лекарств, а также помощник в совместных (семейных) закупках «Список покупок».
«Наш проект Wachanga продолжает расти со скоростью 10% в месяц, и мы ищем венчурное финансирование для второго раунда инвестиций — чтобы развиваться еще быстрее. Это уже полноценная экосистема приложений для семьи и родителей, сейчас это уже почти 2 миллиона активных пользователей по всему миру. Главная цель — «зайти» в каждую 10-ю молодую семью, в которой есть ребёнок или планируется его появление. А это — около 50 миллионов пользователей. Приложения переведены на 52 языка, включая такие экзотические, как суахили», — отметил Роман.
«Запись к врачу»
Приложение с говорящим названием, созданное командой группы компаний «Good Line” при поддержке Кузбасского медицинского информационно–аналитического центра, работает уже 2 года. Каждый месяц виртуальной регистратурой пользуются около 40 000 кузбассовцев, они совершают 25 000 записей к врачам 65 специальностей.
«Сейчас приложение полноценно работает в Кузбассе, но мы находимся на финальном этапе, чтобы вывести его на всю Россию. После выхода на всероссийский уровень мы планируем бороться за 3-5 место в топе медицинских приложений».
«Кузбасс Онлайн» – платформа для общения с властями
Приложение имеет 3 основных модуля: сообщения от жителей – тут можно сообщить о проблеме в городе, приложив фото и адрес. Второй модуль – опросы (голосования). И, наконец, новости – самая важная информация для ежедневных маршрутов и активностей жителей. Здесь можно узнать об отключении воды, электричества, отопления, газа и т.д.
«Приложение нацелено на решение значимой проблемы в обществе — получения обратной связи, на которую органы власти будут опираться в принятии решений. Эта система закрывает электронный блок взаимодействия населения и власти. Сейчас заканчивается первый этап – набор аудитории и идёт второй – оттачивается система работы с качеством. Проект хороший и развивается. На сегодняшний день в него уже вошли все муниципалитеты Кузбасса», – отметил Роман.
«Перспектива настораживает»: про планы на 2021 год
«В следующем году мы будем масштабировать то, что уже создано. Уровень неопределенности такой высокий, что просто нет желания начинать новое. Если отбросить надежду, веру и пропаганду, то можно заметить, что кривая российской экономики идёт вниз. Верим ли мы, что в ближайшее время она вернётся на прежний уровень? Наверное, нет. Давайте посмотрим на домохозяйства: запас денег на месяц есть почти у всех, на три месяца – уже поменьше, и так далее. Будут ли компании умирать, а потребители беднеть? Наверное, будут».
«IT-отрасль довольно устойчивая, но, если экономика будет и дальше проваливаться – рано или поздно кризис затянет и нас. В конце концов, наши успехи зависят от состояния других компаний и, в конечном счёте, потребителей. Этот год, наверное, обнулил вообще все надежды на хорошее будущее. То, что перспектива туманна, было понятно ещё давно, но что все будет настолько плохо и так быстро – стало понятно в 2020 году. Динамика стала угрожающей. Успеет ли наше государство сманеврировать и ответить на возникший вызов? Это скорее вопрос веры, чем планирования», – ответил на последний вопрос журналистов собеседник.