Есть такая тенденция: если девушка не хочет дарить подарок на 23-е февраля, то она говорит: «Не служил — не заслужил». И формально она права, так как день мужчин празднуют в первую субботу ноября. 23-е февраля же – день вооружённых сил России, и чтобы ежегодно в этот день получать носки и прочие кистевые эспандеры, армию всё-таки необходимо пройти.
Меня зовут Алексей Семёнов, и я стал корреспондентом «Сибдепо» в 2020 году, почти сразу после того, как демобилизовался со службы. В преддверии праздника я хочу рассказать про то, что представляет российская армия в наши дни и прояснить некоторые связанные с ней моменты.
Идти или не идти?
Большинству молодых людей, конечно, идти туда не хочется. Отрыв от близких, резкая перемена обстановки, мучительное ожидание унижений и лишений и ощущение бесцельно прожитого года влияют на желание служить. Однако количество людей, идущих туда по доброй воле, также достаточно велико. В первую очередь, это парни из малообеспеченных семей и сироты. Для них армия всегда была готова предоставить и стол, и дом, и работу. И, без иронии, это отличный социальный лифт для тех, кому в жизни повезло не очень, тем более, что альтернативой часто является нищее существование на грани алкогольной комы или криминал.
Другая категория стремящихся в армию – амбициозные люди, ищущие работу в силовых структурах. Не секрет, что для попадания на очень многие должности в ФСБ, МВД, таможню и прочие ведомства служба в армии строго обязательна, а потому такой молодой человек принимает её как необходимость. Он чаще всего отлично подготовлен к армии и физически, и ментально. Кроме того, к моменту призыва у него часто есть гуманитарное высшее образование вроде юридического или исторического.
Ну и, наконец, есть просто те, кто считает отслужить своим долгом или хочет в армию по непонятным даже для себя причинам.
У нас в части был сержант, который очень любил рассказывать, как старшина бил его шваброй, а на водные процедуры в «полях» выделяли по стакану воды на человека. После этого он решил, что хочет быть военным всю жизнь. Если же вы не из таких – читайте дальше.
Как не попасть в армию?
Общедоступных законных способов не попасть в армию два с половиной. Первый – и самый популярный – не пройти медкомиссию в военкомате. Есть определённый список нарушений здоровья, с которыми служить запрещено, но за ним необходимо следить, так как он периодически обновляется. Как известно, здоровых людей нет — есть недообследованные, так что при должном старании необходимую болезнь найти можно.
Второй – это военная кафедра вуза. Согласно информации сайта «Поступи.Онлайн», на сегодняшний день такие кафедры есть ровно в ста российских вузах. В Кузбассе военный учебный центр работает на базе КузГТУ. Там ты получаешь военную профессию не «экстерном» за год, как в войсках, а за несколько лет. По её окончанию человек может идти служить по контракту, причём касается это не только мужчин, но и женщин.
Ну и вариант на 0,5 – обладать внешностью фрика. Пирсингованого неформала с татуировками на лице и сплитом языка медкомиссия, скорее всего, признает негодным, заставив пару недель полежать в ПДН.
Всё дело в том, что если такой персонаж, не справившись с армейскими трудностями, вскроет вены в туалете себе или боевому товарищу, то гнев военной прокуратуры падёт и на членов комиссии. Но, с другой стороны, у военкоматов есть план по призыву, так что в случае жёсткого недобора могут взять и «неформала».
Важный момент, который необходимо выделить всем, чем только можно: НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ПРИТВОРИТЬСЯ ГЕЕМ ПЕРЕД ПРИЗЫВНОЙ КОМИССИЕЙ! Гомосексуальность не является причиной освобождения от службы. Таковой она была в СССР, так как считалась психическим заболеванием. А то был у нас там на комиссии один…
Также есть более редкие причины: в армию, например, не идут те, чей близкий родственник погиб в горячей точке, аспиранты вузов и сидевшие в тюрьме граждане. Но, предположим, вас всё-таки призвали…
Насилие в армии
Насилие в ВС РФ уместно разделить на три типа: психологическое, физическое и сексуальное. Расскажу поподробнее о каждом из них.
Психологическое насилие красной нитью пройдёт через всю службу, от первого до последнего дня. Это, по сути, единственный легальный инструмент подчинения солдата, так как бить его не положено. Но в этом и необходимости нет: большое количество физнагрузки и лишение сна при грамотном применении подавляют любую волю гораздо лучше. Как говорил один из сержантов:
«Поверьте, если подразделение начнёт жить полностью по уставу, то взвоем даже мы. Что будет с вами – я боюсь представить».
Большинство солдат просто перестаёт реагировать на не выходящее за привычные рамки психологическое насилие где-то к 3-4 месяцу службы. Однако людям со слабой волей или не выявленными ментальными проблемами могут испортить психику окончательно и на всю оставшуюся жизнь.
Физическое насилие в частях происходит от отсутствия контроля на каждом уровне управления коллективом. Если офицерам плевать на поведение сержантов, то те будут наводить порядок «железной рукой», а не уставом. Кроме того, в замкнутом мужском коллективе конфликты возникают очень часто, а словами их решать умеют далеко не все, так что при отсутствии внешнего контроля в подразделении очень быстро возникнет культ старого-доброго ультранасилия. Любой адекватный офицер легко может этому противостоять, но такие, к сожалению, есть не везде.
Сексуальное насилие в армии – это всегда ЧП. Любые однополые сексуальные связи в современной армии, на самом деле, редки.
До нас за год доходила информация только об одном случае из Омска: срочник добровольно отдался сослуживцу в БТРе за шоколадку. Не удивлюсь, если после секса он поделился ей с «активом».
В таких случаях никто не будет разбираться, по согласию произошёл половой акт или нет. «Пострадавшего» солдата срочной службы после этого комиссуют из армии, совершившего насилие/ «актива» — отправят в дисциплинарный батальон или в тюрьму. Контрактников как минимум уволят из рядов ВС РФ.
Смерть в армии
В каком-то смысле, в армии безопаснее, чем на «гражданке», так как источников опасности гораздо меньше, а контроля – больше. Другое дело, что есть специфические способы закончить жизнь. В армии очень много оружия, и рано или поздно звёзды сходятся так, что кто-то применяет его против себя или других.
Рассказ одного из сержантов моей части:
«Друг с сослуживцем сидели в караульном помещении. В один момент его сослуживец говорит:
— Слушай, (имя), выйди, пожалуйста, на минуту
— Да ты чё, там дождь сейчас начнётся!
— Ну… Как знаешь, — и стреляет из автомата себе в рот. До последней секунды ничего не предвещало его поступка. Потом выяснили, что от него жена ушла».
Показателен случай Рамиля Шамсутдинова, нашумевший в СМИ. Срочник расстрелял 8 человек якобы из-за издевательств над ним.
Кроме того, в армии происходят аварии и несчастные случаи при выполнении работ. Незадолго до моей службы там на Седьмой военной базе в Абхазии в ущелье упал БТР, забрав с собой семь жизней. Часть погибших была солдатами-срочниками. Нельзя также исключать смерть от болезни: заболеть в армии легко, а сержантский и офицерский состав не всегда реагирует на симптомы у солдата адекватно. Но, скорее всего, вы всё же вернётесь домой живым.
Подписание контракта
После того, как солдат отслужил три месяца срочной службы, он имеет право подписать контракт с вооружёнными силами России. Примерно с четвёртого месяца в часть начинают приезжать агитаторы из других частей. В каждый такой приезд солдаты садятся в центральном проходе на табуретки и слушают, что скажет агитатор. Звучит это примерно так:
Когда-то я, как и вы, был простым солдатом, но потом я подписал контракт с /вставьте род войск, номер и дислокацию части/, и всё кардинальным образом переменилось. Довольствие моё увеличилось с 20 тысяч рублей в месяц до 40 тысяч долларов в день, жён мы с сослуживцами ездили выбирать на «Мисс Венесуэлу – 2018», в городе /вставьте название города рядом с частью/ меня уважают от мала до велика, мэр лично дорогу двухполосную переходит, чтоб со мной поздороваться. Но самое главное – продуктовый паёк: на еду тратить не надо почти ничего, представляете?
Помню, один из них говорил настолько уверенно и заливисто, что никто не заметил, как я читал книжку. Про саму службу по контракту могу только повторить: если есть желание или нет других возможностей – хороший вариант, если же возможности на «гражданке» есть – лучше не надо.
Как меняется жизнь после армии?
Ни в одном языке мира не найдётся слов, которые смогут точно описать ощущения от демобилизации. Как говорил один из моих соседей в самолёте:
«Я бы в армию ещё раз пошёл только для того, чтобы испытать то чувство, когда ты вновь дома».
И тебе кажется, что с полученной закалкой ты пробьёшь все стены, которые поставит перед тобой судьба. А уже через неделю ты начинаешь жить обычной жизнью, как будто и не было ничего. Находишь работу, женишься, если есть на ком. Если место в госорганах, ради которого человек служил, свободно, то он идёт туда и продолжаешь служить. У прочих же остаётся лишь ворох забавных, как им кажется, историй, ещё один личный праздник (у меня – День военного связиста) да изумительное ощущение того, что тебя больше в армию никогда не заберут.