VUCA-мир как новая реальность
Площадка «Цифровизация. Женское лидерство» работала в головном офисе Сбера в Кемерове, и представители банка – Председатель Сибирского банка ПАО Сбербанк Татьяна Галкина и Управляющий директор SberX Евгения Роньжина – активно подключились к обсуждению заявленной темы.
«Мы давно уже как банк и как целая экосистема ежедневно решаем актуальные задачи по цифровизации, запускаем искусственные интеллекты. В целом вызовом, не менее важным чем COVID-19, мы видим то, насколько развивается цифровой бизнес. Ведь, если ты не в цифре, то твой бизнес либо умирает, либо близок к этому. Сегодня трансформация бизнес-модели просто необходима», — рассказала Татьяна Галкина.
Как отметила Татьяна Галкина, по европейским стандартам доля женщин-руководителей в компаниях должна составлять от 20 до 45%. В Сбере на сегодняшний день 21% женщин — руководителей, и эта цифра – не предел.
Евгения Роньжина рассказала о важности перехода в онлайн и создания собственной экосистемы.
«Потребитель сегодня активно уходит в онлайн. Какие бы услуги не предоставляла любая компания, сейчас борьба идет за так называемую последнюю милю. Кто напрямую контактирует с клиентом, тот и получает доступ к нему. Вот кто-то из нас, например, задумывается о том, какому банку он перечисляет деньги, оплачивая ту или иную онлайн-услугу? Конечно, нет. Для нас, как для сотрудников Сбера, как раз и стояла задача сделать так, чтобы люди могли прийти в нашу экосистему и получить все, что им нужно. Ну и, конечно, пользоваться услугами нашего банка», — рассказала Евгения Роньжина.
Сегодня экосистема Сбера насчитывает 64 компании и девять направлений деятельности. Все они – неотрывно связаны с цифровизацией и представлены в онлайне.
«Сбер сегодня – суперцифровой банк. Например, Россия самый крупный в мире партнёр онлайн-платежей Apple Pay. Это все потому, что Сбер в свое время заменил оборудование, чтобы потребители могли совершать интернет платежи. Цифровой мир уже в каждом из нас, и в кармане каждого из нас», — отметила Евгения Роньжина.
Кризис — ещё один старт
Об успешном преодолении кризиса при помощи цифровизации рассказала Генеральный директор группы компаний MedMap Юлия Манн.
Компания по производству медицинского оборудования, во главе которой стоит Юлия Манн, весьма успешно зашла на российский рынок.
«Когда мы запускали производственный бизнес, думали, что он никогда не закончится. Будем продавать медоборудование по всей стране, может и в странах СНГ. В общем, были «на коне». Правда, когда рынок уже насытился, и оборудование стало не так востребовано, поняли, что ключевая наша задача – не продавать оборудование, а давать сервис под ключ. Здесь мы и сделали ставку на цифровизацию», — рассказывает Юлия Манн.
Новое решение нашлось в онлайн-сервисе – удалённом медицинском осмотре. И если раньше на медосмотр водителей компания тратила в среднем до 15 минут, сейчас – в среднем до минуты. Сократилось время, сократились расходы работодателей. А география распространения услуг, напротив, расширилась, ведь онлайн позволяет бизнесу распространятся далеко за пределы своего региона, и даже страны.
Именно этого хотела ещё один спикер площадки – руководитель кузбасской мебельной компании «Академия уюта» Юлия Лобова. Выйти за пределы Кузбасса Юлия задумала давно, но толчком к развитию стала пандемия коронавируса.
«Всем предпринимателям в один момент хочется роста, развития, перемен. Мы рассматривали разные варианты: франшизу, открывали новые направления. Но, все было немного не тем. И памятный для всех нас 2020 год дал толчок. Решением стала продажа мебели малых форм на маркетплейсах», — рассказывает Юлия Лобова.
Как призналась руководитель компании, пока в продвижение своих услуг в онлайне приходится больше вкладывать, чем зарабатывать: склады маркетплейсов не приспособлены даже для небольшой мебели, система доставки не отлажена. Но чувство, когда продаешь свой продукт за пределы родного Кузбасса, признаётся Юлия, мало с чем сравнится. И в дальнейших планах у кузбасского бизнесмена не только охватить всё больше российских регионов, но и выйти на международный рынок.
Бизнес для женщин
Говоря о женском бизнесе в Кузбассе, нельзя не вспомнить двух подруг Снежану Горбунову и Анну Ватанину, которые в 2018 году решили перевернуть привычную систему квизов. Теперь интеллектуальные викторины Imom’s – это настоящий праздник для женщин. За три года девушкам удалось расширить франшизу на 8 стран и более 100 городов, и сделать это было бы невозможно без цифровых технологий.
«Наш бизнес с помощью цифровизации стал гибким. Ведь есть возможность зайти в электронную библиотеку, прочитать, изучить, подготовиться. Для партнёров мы создали также видео-ресурсы: рассказываем о материале от первого лица. Следующим форматом было общение в чатах – всего у нас 102 чата. Цифровизация нас настигла сразу, но окончательно в период пандемии. Ведь мы проводим офлайн мероприятия – то есть остались без работы», — рассказала Снежана Горбунова.
Коронавирус дал толчок к поиску новых решений, ведь все массовые мероприятия были под запретом. Решением стала онлайн-встреча, где собрались участники сразу всех стран или более двух тысяч человек.
«Это была целая шоу-программа с живыми музыкантами, мы сделали полное погружение. Буквально за две недели нашла команда создала специальную платформу – играли одновременно всем миром, с Нью-Йорком и Владивостоком. 2020 год подарил нам ещё одну площадку для продвижения своего бизнеса, и теперь мы готовы к любым вызовам» — говорит Снежана Горбунова.
В завершение работы площадки подарком для участников стал мастер-класс Натальи Тимохиной. Наталья — исполнительный директор IT-компании «Восьмерка», экс-партнер компании «Манн, Черемных и партнеры», которая рассказала всем присутствующим о развитии бизнеса в он-лайне. А Председатель Сибирского банка ПАО Сбербанк Татьяна Галкина отметила важность поддержки женщинами-лидерами друг друга, и напомнила, что Сбер всегда ориентирован на сотрудничество с предпринимателями.