×

С ветерком: как электросамокаты стали одним из самых опасных видов транспорта

Электросамокаты всё увереннее завоёвывают городские улицы. Но пока одни с удовольствием раскатываются по тротуарам и не только, другие требуют приструнить лихачей суровыми штрафами и жёсткими правилами, а то и вовсе запретить это средство передвижения. Почему электросамокаты стали головной болью горожан – разбирался корреспондент Сибдепо.

Электросамокатный бум

В июле прошлого года «Ведомости» писали об ажиотажном спросе на электросамокаты. Аналогичную тенденцию ритейлеры отмечали и нынешней весной. К примеру, в первой половине апреля, сообщал «Коммерсант», Ozon зафиксировал четырёхкратный рост числа заказов самокатов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На Авито продажи увеличились на 49%.

Эксперты связывают рост популярности электрического транспорта с пандемией Covid-19: на нём можно перемещаться достаточно быстро, не заходя в общественный транспорт. Достоинств у электросамоката много: компактный, не требует специальных навыков вождения, прост в эксплуатации. Плюс отсутствие вредных выбросов в атмосферу.

Потенциальный убийца

Но все эти положительные характеристики не делают электросамокат безопасным. В зоне риска и сами пользователи, и пешеходы, и автомобилисты.

«Такой транспорт может быть опасным, а именно развивать значительную скорость, что при ограниченной маневренности создаёт высокую вероятность потери управления. При этом многие пользователи устройств, выезжая на проезжую часть, не используют защитную экипировку, чем подвергают свою жизнь опасности», — отмечают в МВД России.

С начала сезона сводок о ДТП с участием электросамокатов становится всё больше.

3 мая в Новосибирске молодой человек на электросамокате сбил девушку. Пострадавшая получила травмы.

В Санкт-Петербурге солист балета Мариинского театра Давид Залеев впал в кому после падения с самоката. ЧП произошло 13 мая. Как выяснилось, молодой человек управлял транспортом в состоянии алкогольного опьянения. Врачи боролись за его жизнь несколько дней. В сознание артист пришёл спустя две недели.

В конце мая 32-летний житель Санкт-Петербурга на электросамокате сбил 53-летнюю женщину. Самокатчик с места происшествия скрылся. Пострадавшую госпитализировали с тяжёлой травмой головы. В отношении мужчины возбуждено уголовное дело по статье «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности».

В Волгограде подросток врезался в 42-летнюю женщину, переходившую дорогу на зелёный свет. У пострадавшей диагностировали тяжёлые травмы, в том числе перелом основания черепа.

12 июня мэр Кисловодска Александр Курбатов упал с электросамоката и получил серьёзную черепно-мозговую травму. Его прооперировали, а затем ввели в медикаментозную кому. Позже Курбатова транспортировали в национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Бурденко в Москве. Состояние главы Кисловодска стабилизировалось, но остаётся тяжёлым.

На днях в Уфе от самокатчика пострадал 81-летний мужчина. Пенсионер получил перелом бедренной кости. Против 23-летнего лихача возбуждено уголовное дело.

Это лишь часть происшествий, информация о которых опубликована в СМИ. А сообщений в соцсетях не сосчитать. Статистику аварий с участием электросамокатов в Кузбассе выяснить не удалось – в ГИБДД Кузбасса запрос Сибдепо проигнорировали.

Права и обязанности

Многие пешеходы признаются: движущиеся электросамокаты вызывают страх. Переживают и автомобилисты. Они уверены, что электросамокатчики нарушают правила дорожного движения и создают аварийно-опасные ситуации на дорогах. Кто-то выступает за полный запрет персонального электротранспорта, другие настаивают на введении чётких правил, регулирующих передвижение на самокате. Последним вопросом озабочены и власти.

Сегодня электросамокаты относятся к средствам индивидуальной мобильности (СИМ). В этой же категории роликовые коньки, самокаты, скейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколёса. Те, кто пользуется такими средствами, приравниваются к пешеходам, а значит, и подчиняются правилам для пешеходов.

«Разрешается передвигаться по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, в пределах пешеходных зон, а также в местах, закрытых для движения транспорта – в парках, скверах, дворах и на специально отведённых для катания площадках. Чтобы перейти дорогу, нужно спешиться, взять устройство в руки и перейти дорогу по пешеходному переходу, подчиняясь правилам для пешеходов. Выезжать на СИМ на проезжую часть дороги нельзя», — уточняют в МВД.

Если мощность двигателя электросамоката не превышает 250 Вт, водительские права не нужны. Для управления более мощнми СИМ требуется водительское удостоверение категории «М». В этом случае владельцы самокатов несут такую же ответственность, как и водители других транспортных средств. За нарушения предусмотрены штрафы.

В Кузбассе прецеденты уже есть. В Новокузнецке сотрудники ГИБДД остановили нетрезвого мужчину, который перевозил ребёнка на самокате мощностью 500 Вт. Новокузнечанина привлекли к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения и за нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов. Кроме того, инспекторы по делам несовершеннолетних составили на него протокол за неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Суд назначил мужчине административный штраф в размере 31 500 рублей.

На другую жительницу Новокузнецка составили административный протокол за то, что её 12-летний сын управлял электросамокатом мощностью 350 Вт.

Спорный вопрос

Дискуссии вокруг статуса СИМ и правил движения для них ведутся на федеральном уровне уже не первый год. Из свежего – предложения Минтранса. Поправки к ПДД предусматривают ограничение скорости движения в городе до 20-25 км/ч. Также ведомство намерено запретить выезжать на тротуары пользователям электросамокатов массой более 35 кг, пишет «Коммерсант». Поправки к ПДД дорабатываются и будут согласовываться с МВД.

Ограничить скорость электросамокатов и дать им номера предлагали в СПЧ. Инициативы были направлены руководству МВД России и в Исследовательский центр частного права им. С.С.Алексеева при президенте России.

Тем временем в некоторых регионах уже вводят некоторые меры. Так, в Екатеринбурге на 27 участках города ограничили скорость движения персонального электротранспорта до 15 км/ч. Аналогичное правило действует в Томске. Ряд изменений решили ввести в Санкт-Петербурге. В частности, речь идёт о максимальной скорости 15 км/ч, запрете парковки самокатов у метро на пути следования горожан и парковки самокатов ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств.

Текст: Елена Хатова.
Фото: pixabay.com, kubnews.ru, pronedra.ru
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp