Чтобы современному кемеровчанину перенестись в Средневековье, ему не нужна машина времени, кино или учебник истории. Достаточно только отъехать от столицы Кузбасса 15 километров. На западной окраине города Кемерова находится посёлок Улус. Школа, детский сад, аптека, газ и даже обычная вода из крана — то, что многие привыкли считать нормой жизни — для жителей Улуса предел мечтаний и бесконечных противостояний с чиновниками. Корреспонденты Сибдепо побывали в посёлке и познакомились с бытом жителей.
Перетаскать сотни литров воды за час, чтобы выжить
Зимним субботним утром посёлок Улус практически безлюден. Навстречу попалась только пара мальчишек из ярко-жёлтого школьного автобуса. Они приехали после уроков из соседней деревни Мозжуха и заторопились домой.
На старенькой выцветшей ограде небольшого дома висит ярко красное ведро. Пройдя несколько десятков шагов такую же картину можно наблюдать на других домах. На расчищенных площадках перед калитками горы домашней утвари — бочки, вёдра, бутылки, тазики.
«Это сигнал того, кто сегодня набирает воду. Цистерна с водой не проедет мимо», — поясняет местная жительница Светлана Хаметова.
Каждую субботу всё взрослое население остаётся дома и готовится к приезду цистерны с водой. Пропустить это событие нельзя. Водопровод в посёлке отсутствует. Следующий подвоз воды будет только во вторник, когда основная масса жителей на работе, а это значит, что набирать нужно много — на всю неделю вперёд.
Первая встреча жителей Улуса с мэром Кемерова по поводу строительства водовода состоялась в мае 2021 года. Добиться от начальника Заводского района областного центра население не смогло ничего. Пришлось выходить напрямую к главе города. Спустя почти год, в феврале 2022 года, власти провели электронный аукцион на проектирование водопровода.
На момент публикации материала известно, что аукцион уже завершился. В соответствии с техзаданием подрядчик должен пробурить две разведочные скважины глубиной 100-120 метров, проанализировать пробы воды и подготовить проект санитарно-охранной зоны. Однако без воды в кране жителям Улуса придется жить долго. По условиям контракта доделать проект необходимо до 1 марта 2024 года. Лишь после этого начнётся строительство.
Тем временем, жители Улуса каждую неделю перетаскивают сотни литров воды, чтобы просто выжить в своих домах. У одного дома цистерна стоит не более часа.
«Вода стоит во всех комнатах, даже в спальне. У меня пять человек живёт, двое детей. Берём много… литров 500. Натаскаем и расставляем по дому. Летом проще, воду можно вынести в сенки. Я только в этом году купила стиральную машинку. Уже знаю, что должны провести водопровод, а до этого стирала вручную. Пока водопровода нет, воду заливаю в машинку-автомат лейкой.
Помыться — это отдельная тема. Зимой баню топим один раз в неделю. Воды нету и взять её негде. Летом возможностей больше: ставим 200-литровую бочку для воды, чтобы мыться», — рассказывает председатель посёлка Улус Наталья Высотина и спешно скрывается за оградой своего дома.
Приехала долгожданная бочка с водой. Женщина вместе с сыновьями взялась за вёдра.
В это время к водовозке подъезжает небольшой легковой автомобиль. Из машины выходит женщина средних лет, открывает багажник, полностью заставленный пустыми пластиковыми бутылками, берет несколько штук и тоже идет к водовозке.
«К нашему дому цистерна с водой проехать не может. Вот приходится вылавливать её по селу и набирать воду хотя бы так», — объясняет местная жительница.
Из маленькой калитки аккуратно, чтобы не поскользнуться, выходит пожилая женщина. Сделав несколько ходок с двумя полными вёдрами, она чаще начинает останавливаться между домом и водовозкой. Слышно, как шумно женщина хватает морозный воздух. Отдышавшись, она несёт вёдра в дом.
«Кирилл всёёё!», — кричит она водителю водовозки после пятого или шестого захода к цистерне с водой.
«Я после коронавируса много не набираю. Не могу. Сил нет. 2 июля прошлого года заболела и так не могу отойти. Задыхаюсь.
Вот вы всё снимаете, пишете… А я думаю, никто нам водопровод не сделает. У нас скважина 60 метров пробурена. И что… Вода вонючая. 270 миллионов — кто нам столько даст… Вы что?! С 2006 года живу здесь и всё время мы никому не нужны. Ни аптеки, ни медпункта — раньше был в том переулке (показывает рукой вглубь посёлка), но и его потом закрыли. Школу под пивнуху отдали, а потом и она обанкротилась, здание разрушилось, одни руины остались. Ни детского сада, ни почты. Вот дома стоят, дорога, два магазина и всё…», — рассказывает женщина.
«Ты куда прёшь с детьми, да ещё с санками?»: автобус только для работающих
Ещё одна проблема, которую пытаются решить жители Улуса — отсутствие детского сада на территории посёлка. По информации мэрии Кемерова, все дети обеспечены местами в дошкольных учреждениях города. Правда самый ближний из детских садов находится в 13-15 километрах от дома.
Многодетную маму Татьяну с окраины посёлка все жители называют «героиней». Родители и супруг у неё умерли. И женщина осталась одна с тремя детьми. Старшему — 12 лет, средней — 6 и младшей — 2 года.
«Встаём в пять утра. В шесть выходим из дома. В 8 утра мне нужно быть на работе. К этому времени надо успеть увезти детей в сад. В 6.40 идёт первый автобус. Там такая толпучка, что в него просто не влезть. В автобусе на меня все орут: «ты куда прёшь с детьми, да ещё с санками». Не понимаю, а мне что делать? Детей дома оставить не с кем. Идти до остановки и потом до сада им тяжело, особенно младшей, нести на руках двоих я не могу… Как мне уехать на работу по-другому?!
Раньше ездили в окружную через Мозжуху, чтобы просто попасть в автобус и доехать нормально. Сейчас проезд выходит очень дорого. И в окружную уже не едем. Из Улуса до вокзала. Здесь либо пересаживаемся на другой транспорт, либо идём одну остановку пешком.
Переехать? А куда и на что? Тут у меня жильё есть, а в городе нужно снимать или покупать. С тремя детьми и при небольшой зарплате — это нереально», — делится своими переживаниями Татьяна.
И речь идёт не только о временных затратах. Жители Улуса подсчитали во сколько обходятся такие поездки для семейного бюджета.
«Чтобы довезти ребёнка до садика на остановке «Швейная фабрика», а ближе садика нет, — это две перекладные. Сначала нужно доехать до вокзала на 103-ем, потом на другом транспорте до «Швейной фабрики». Итак, 25+25, потом возвращаешься домой = 100. Вечером повторно — это ещё 100 руб. За день получается 200 р. В месяц минимум 20 дней — это 4 000 рублей. И плюс оплата детского сада. Даже если это 3 000, то получается, что нужно 7 000 руб., чтобы ребёнок просто ходил в детский сад», — считает вслух Светлана Хаметова.
Во время утренних рейсов, как рассказывают местные жители, все пассажиры автобуса делятся на работающих и неработающих. Вспыхивают ссоры и конфликты.
«У нас бабушки утром не имеют права зайти в автобус. К примеру, нужно пожилым сдать анализы в больницу. Они не едут на автобусе, потому что это психологически сложно. На них сразу начинают орать, те кто пытается попасть на работу. Ехать на утренних первых рейсах имеют право только те, кому нужно на работу. Это такое негласное правило. Можно понять и одних, можно понять и других, но надо же ситуацию решать, обе стороны зажаты в обстоятельствах», — считает активистка Светлана Хаметова.
Жители Улуса наперебой рассказывают о проблемах общественного транспорта. Автобусы маленькие, рейсов не хватает, время отправления неудобное.
«Первый 120-ый. Он идёт — Благодатный, Звёздный, Мозжуха, мы (жители Улуса) уже в него не входим. Он иногда даже не останавливается. Идёт битком. Далее 103-ий в 6.50. Следующий автобус идёт только на 08.00 с Мозжухи. На этом автобусе никуда не успеть — ни в садик на завтрак, ни на работу, ни на учёбу», — пояснила местная жительница Светлана Хаметова.
Из Улуса не только сложно уехать, ещё труднее бывает вернуться.
«Забрала ребёнка с садика в 18.30 — 19.00 у нас пробки десять баллов вечером. Один автобус идёт в 17.40, потом только в 19.40. Что делать? Где ждать? Мамочки с детьми вечером просто не могут уехать. И в группе «Улус» в ватсап пишут: «заберите меня кто-нибудь я с ребёнком домой». Кто может подхватывает попутно», — рассказывает жительница Улуса.
Однако в мэрии Кемерова на просьбы жителей построить детский сад реагируют отказом. По мнению властей, в посёлке отсутствует строительная площадка, соответствующая всем градостроительным и санитарным нормам (нет централизованного холодного и горячего водоснабжения, отопления и канализования).
Но местные жители категорически не согласны. Ссылаясь на закон, они уверяют, что в таком случае, например, канализацию можно построить автономную, а отопление организовать с помощью котельной. Свой населённый пункт они сравнивают с Мозжухой, где отсутствие водопровода никак не препятствует работе школы и детского сада.
Жители Улуса научились не только просить. Они благоустраивают посёлок своими силами. Оборудовали небольшой парк с лавочками и качелей. Берегут и красят детские игровые комплексы, которые им подарили представители администрации. Как отметили жители, за это они благодарны мэрии.
Экономически невыгодные люди не сдаются
В 1997 году кузбасский посёлок Улус вошел в состав Заводского района Кемерова. До этого момента он был сельской территорией и относился к Кемеровскому району. Однако, по мнению местных жителей, после этого жизнь в населённом пункте резко ухудшилась.
«Во всех инстанциях, куда бы мы не обращались, нам твердили и твердят только одно: экономически невыгодно. Экономически невыгодно строить водопровод. Также экономически невыгодно, по мнению чиновников, содержать единственную сельскую школу и маршрутку, которой пользовались местные жители. Пустить дополнительные автобусы тоже экономически невыгодно. Нам предложили только скорректировать расписание и сделать отправление первого рейса ещё раньше, чем сейчас. Невыгодно строить в Улусе детский сад, более чем на 40 детей», — резюмирует Светлана Хаметова.
В условиях Средневековья на сегодняшний день, по подсчётам самих местных жителей, проживает 600 — 700 человек. Однако несколько маленьких побед инициативная группа Улуса всё-таки добилась. В их числе появление в посёлке мусорных контейнеров. Раньше не было даже и их. Как рассказали активисты к 2025 году власти планируют провести газ. Ждут жители появления водопровода. Но и со строительством дошкольного учреждения в Улусе сдаваться не намерены.
«На данный момент обращения направлены в парламент Кузбасса, кемеровскую администрацию, региональный Минобр, прокуратуру. Кроме этого, депутату кемеровского горсовета народных депутатов Юрию Андрееву, мэру Илье Середюку и начальнику ТУ Заводского района Павлову», — сообщила Светлана Хаметова.