Всё-таки 11 лет – большой срок. В 2011 году, когда был принят генеральный план развития города Кемерова, мало кто представлял, что одной из главных проблем столицы Кузбасса станут электросамокаты и неправильная их парковка. Более традиционный транспорт – автомобили – тоже продолжает создавать трудности. Согласно статистике МВД, с 2011 по 2020 количество авто на 1000 человек в Кузбассе увеличилось в 1,5 раза. В Кемерове же, как в самом богатом городе региона, цифра скорее выше, чем ниже.
Сибдепо уже делал материалы с подробным разбором городского Генплана в 2013 и 2016 годах, и повторяться мы не намерены. Однако в промежуточный, 2022 год, мы хотели бы порассуждать о дорожных проблемах и возможностях, которые ждут Кемерово через десять лет.
В 2011 году «Российский научно-исследовательский институт градостроительства и урбанистики» предсказывал, что к 2032 году население Кемерова составит 560 тысяч человек, а Кемеровской агломерации – 610 тысяч. Как показало время, доверять прогнозам института можно: количество населения к 2022 году они рассчитали довольно точно.
С автомобилями сложнее: в 2020-м году на каждую 1000 кузбассовцев приходилось чуть более 300 легковых авто. Соотношение люди/автомобили в России непрерывно росло в пользу последних на протяжении последних 50 лет, однако 24 февраля 2022 года мы проснулись в новом мире, где западные производители машин закрывают или сворачивают производство в России. Скорее всего, автомобилизация страны какое-то время будет стагнировать, но в середине десятилетия снова пойдёт вверх: санкции санкциями, но если есть большой рынок с низкой конкуренцией, то на него обязательно кто-то придёт. Вероятно, этими «кем-то» станут производители из Китая и Южной Кореи.
Конкретно для кемеровских водителей середина 2020-х, скорее всего, станет новым золотым веком, в котором пробок будет гораздо меньше, чем сейчас. Произойдёт это в том случае, если обход города всё-таки достроят к 2024 году. Машин в Кемерове больше не станет, а огромные буксующие на зимних подъёмах фуры исчезнут. Однако к концу десятилетия всё вернётся на круги своя: подоспеют «корейцы» и «китайцы».
Но кое-что к 2032 году всё-таки изменится. Помните про самокаты? Скорее всего, их станет намного больше. Они не требуют бензина (интересно, сколько он будет стоить через 10 лет?), а некоторые модели уже сейчас могут разгоняться до 130-150 километров в час. Такие аппараты — полноправные участники движения, и ездить будут по дорогам общего пользования, а не по тротуарам и велодорожкам. Конечно, в -40 перемещаться на нём некомфортно, но с апреля по октябрь электросамокаты вполне могут стать заметным фактором в потоке машин.
Эх, дороги
Где же будут ездить кемеровчане в 2032-м? Согласно Генплану развития города, новых дорог в должно появиться достаточно. Корреспондент Сибдепо попытался выяснить в администрации Кемерова, есть ли какие-то намётки по их строительству, однако ничего конкретного по ним пока нет.
«Развитие территории города Кемерово осуществляется в соответствии с документами территориального планирования, градостроительного зонирования и документацией по планировке территории. На сегодняшний день разработанная и утвержденная документация указанных в запросе объектов отсутствует», — сообщили Сибдепо в мэрии.
Первое, на что падает взгляд – это третий мост через Томь, который должен появиться в Ленинском районе города. На первый взгляд кажется, что он сильно упростит жизнь людям в часы пик, однако есть нюанс. По сути, этот мост соединяет два спальных района: Лесную Поляну и Ленинский. Местами же, где большинство людей работает, были, есть и останутся к 2032-му Центральный и Заводской районы. Жителям Ленинградского или бульвара Строителей мост не нужен: они на правильной стороне Томи. «Леснополянцам» мост, в принципе, не помешает, так как у них появляются разнообразие вариантов уехать в центр. Но и само по себе количество переправ через реку не обязательно решает проблемы с траффиком: в Новосибирске только в черте города шесть мостов (вместе с метро), однако он всё равно остаётся одним из самых «стоЯщих» городов России. Правда, переправа в Кемерове нужна и для других целей.
Как Сибдепо писал шесть лет назад, третий городской мост вряд ли построят до 2032 года, поэтому стоит обратить внимание на другую задумку – хорду, которая соединит Леснополянское шоссе и Кировский район, предположительно, соединившись с западным обходом Кемерова, который строится прямо сейчас. Согласно расчётам корреспондента Сибдепо, длина прямого участка этой дороги составит более 8 километров.
Несмотря на то, что конкретики по этой дороге также нет, любой, кто приглядится к карте Кемерова, может понять, как такую задачу решить. Для начала необходимо продлить Кузбасский проспект до Леснополянского шоссе, и тут вариантов нет: придётся строить с нуля. Однако чем дальше в Рудничный район, тем дело пойдёт легче. Расширив улицу Мамонтова, будущая дорога упрётся в «частник». Территория между Ногинской и Нахимова, согласно плану, будет застроена многоэтажками, так что дорога там сворачивать не будет, а вот о снесении частных домов на улице Коперная и 1,2 и 4 Мирных переулков в Генплане речи не идёт. Конечно, больших проблем изменить это при необходимости у мэрии не возникнет.
После этого хорду можно провести по грунтовой дороге, что идёт вдоль ручья Крутой. Заканчивается грунтовка уже в Кировском районе пересечением с улицей Воронежской. Однако согласно плану дорога идёт дальше, до Шоссе Егорова, откуда водитель сможет попасть на западный обход Кемерова. Предполагается, что новые городские артерии замкнутся в Кемеровскую кольцевую автодорогу, и именно для её полноценного функционирования нужен мост в Ленинском районе.
А вот чего корреспондент Сибдепо не нашёл в Генплане, так это полноценного дублёра улицы Нахимова, о котором говорится в материале Сибдепо 2016 года. Дело тут, скорее всего в том, что дорогой-дублёром мы тогда считали участок обхода, ещё не зная, что проезд по нему будет платным. Вопрос о том, как именно придётся платить водителям личных авто за пользование новой дорогой, пока остаётся открытым.
Кому на Руси водить хорошо
Итак, наступил 2032 год. Построены обход Кемерова с мостом, мегахорда из Лесной Поляны в Кировский, возможно, что-то поменьше, вроде выхода на трассу Р-255 из Ягуновки. Примем также за данность, что мост в Ленинском районе построить не успеют, раз уж власти сомневались ещё в 2016-м. Машин чуть больше, чем сейчас, но не критично. Жители каких районов выиграют от изменений?
Заводский район
Больших изменений, согласно Генплану, дорожная сеть Заводского района не претерпит. Глаз цепляется разве что за зону, где всё ещё стоит «частник»: там скоро продлят улицу Соборную. Однако там же планируется многоэтажное строительство, и если за Сибиряков-Гвардейцев будет жить больше людей, чем сейчас, то даже расширенная Соборная будет стоять в пробках. Хорошо хоть, что трамвайная линия предусмотрена.
Кировский район
Вот Кировский серьёзно выиграет и от хорды до Лесной поляны, и от обхода города. Новый мост позволит не стоять в пробках на улицах Рудничного района или на Логовом шоссе, а ехать через шоссе Егорова на другой берег. Правда, за это, скорее всего, придётся платить. Но и бесплатных вариантов у жителей тех мест будет достаточно. Во-первых, хорда станет более удобной альтернативой улице Ракитянского для выезда на проспект Шахтёров. Во-вторых, при составлении Генплана кому-то пришла в голову светлая мысль соединить улицы Василия Толстикова и Нахимова, так что при реализации этого проекта жители Кировского будут разделяться на потоки и не создавать заторы на Кузнецком мосту. Но и это не всё: по хорде ведь можно проехать и до Леснополянского шоссе с выездом на Кузбасский мост. Красота!
Кедровка (и Промышлёнка)
Обход будет соединяться с трассой Р-255 недалеко от Кедровки, так что тем, кто готов заплатить, будет добираться поудобнее. Для тех, кто платить не готов ничего, скорее всего, не изменится.
Ленинский район
Жителям Ленинского района остаётся уповать на то, что Московский проспект и его брат-дублёр оттянут поток машин на себя, и что количество авто там не будет расти слишком быстро. Впрочем, у тех, кто поедет по Московскому, всё равно будут возникать проблемы, потому что там будет сталкиваться потоки машин из Лесной поляны, Рудничного, а после строительства хорды – ещё и Кировского района. Если же все «ленинцы» поедут по Ленина, то там будут возникать заторы.
Лесная поляна
Без моста в Ленинском районе жители Лесной поляны останутся при своих: как ездили в центр через Кузбасский мост, так и будут ездить. С появлением дороги до Кировского у них появится теоретическая возможность выезжать на проспект Шахтёров или даже к обходу Кемерова, но смысла делать такой крюк нет. Могут начать страдать, если жителям Кировского района очень понравится ездить через Кузбасский мост, но этого, скорее всего, не случится: у «кировцев» и так будет под рукой два моста.
Рудничный район
Ещё один победитель в дорожной лотерее. С появлением хорды его жители смогут выезжать через Кировский на платный обход. Кузбасский проспект, если его соединят с Леснополянским шоссе, станет отличным дублёром для улицы Терешковой. Пожалуй, обитателям Рудничного повезёт даже больше, чем жителям Кировского: все три моста будут для них под боком.
Центральный район
Особенность Центрального района в том, что все так и норовят поставить машину в твой двор перед работой. Если ты живёшь в центре, то на работу ты, скорее всего, можешь ходить пешком. Или ездить на самокате. Именно жители центра станут бесить всех остальных, разъезжая на двухколёсном транспорте. Ну а что? Центральный район Кемерова в часы пик будет всегда под завязку набит машинами, ведь весь город именно сюда и едет. Поэтому самокат или велосипед – отличное решение: на нём можно срезать через двор или тротуар. И никаких выхлопов!
В заключение стоит сказать, что это всё, конечно, фантазии. Любой городской Генплан – хрупкий кораблик, что обязательно разобьётся о скалы городского бюджета, финансирования проектов и политической ситуации в стране. Но будем надеется, что хотя бы часть задуманного для Кемерова воплотить удастся.