×

Русские премьеры и японские пионеры

Осенние месяцы обещают быть урожайными для киноманов. По прогнозам, на них обрушится целый «листопад» премьер. В Кемерово покажут новинки отечественного артхаусного кино на большом экране. «Волчок» Сигарева и «KISLOROD» Вырыпаева мы увидим в октябре. А в ноябре нас, возможно, ожидает пионер отечественного аниме – «Первый отряд». Между тем первая прививка артхауса широкому зрителю — «Антихрист» Ларса Фон Триера — уже дала свой терапевтический эффект…

'РусскиеОсенние месяцы обещают быть урожайными для киноманов. По прогнозам, на них обрушится целый «листопад» премьер. В Кемерово покажут новинки отечественного артхаусного кино на большом экране. «Волчок» Сигарева и «KISLOROD» Вырыпаева мы увидим в октябре. А в ноябре нас, возможно, ожидает пионер отечественного аниме – «Первый отряд». Между тем первая прививка артхауса широкому зрителю — «Антихрист» Ларса Фон Триера — уже дала свой терапевтический эффект…

Оба русских фильма, которые покажут в ДК «Москва» в рамках акции АРТ-ИСТ, — призеры последнего фестиваля «Кинотавр-2009». «Волчок» Василия Сигарева получил Гран-при (будет показан с 15 по 21 октября), а «KISLOROD» Ивана Вырыпаева (с 22 по 28 октября) отмечен наградами «Лучшая режиссура», «Лучшая музыка» и премией кинокритиков «Белый слон». Картины объединяет еще и тот факт, что обе они – от представителей изначально театральной среды.

Собрав призы фестивалей, эти фильмы выбились в разряд самых обсуждаемых в сегменте российского кино и, таким образом, проложили себе дорогу в кинотеатры. Речь идет преимущественно о больших городах. И если «KISLOROD» там прокатывали еще летом, то «Волчок» кемеровские зрители будут смотреть практически одновременно с московскими.

«Мы давно думали над тем, чтобы показать не только коммерческое русское кино, но и авторское, которого у нас в городе давным-давно не было, — говорит ведущий специалист ГАУК «Кузбасскино», организатор акции АРТ-ИСТ Алексей Левин. – Получилось договориться с дистрибьюторами фильмов «Волчок» и «Кислород». В итоге родилась идея вынести их показ в отдельный проект «Октябрь – месяц модного русского кино».

«Кислородное» кино

Кино модное активно обсуждается кинокритиками и почти всегда неоднозначно воспринимается зрителями, чем уже и привлекает внимание. «По поводу «Кислорода» идут ожесточенные споры: разбег мнений — от шедевра до безвкусицы, — комментирует Алексей. – И нам хотелось бы, чтобы такой же спор возник и у кемеровских зрителей…»

Второй фильм Ивана Вырыпаева значительно отличается от дебютной картины «Эйфория». Режиссер поменял тактику, применил новые художественные средства, но кино, в принципе, несет традиционную идею. Любовь – это кислород, без которого человек жить не может. А бывает она чудовищной силы. Такой, что заповедь «не убий» выворачивается наизнанку. «Убий», если жена пошлая, нежеланная женщина, словом – нет в ней кислорода… Главные герои – влюбленные — все так же бегают голышом по полю (на этот раз – конопляному), но сельский пейзаж уже не является основным художественным фоном. Кроме захолустного городка нам покажут и Москву, и европейские улочки, и даже поверхность Луны. «Кислород» позиционируется как «кино нового поколения, рассказанное современным языком».

Форма повествования как раз и отличает фильм. О встрече героев и о том, что произошло потом, говорится, а вернее, «начитывается» на микрофон актерами в течение 10 клипов, связанных едиными героями, концепцией и сюжетом. Одна из фактур, с которой оригинально работает режиссер, – Библия. По ходу действия новозаветные заповеди сталкиваются лбами с правдой любви, и в результате этого столкновения даже рождаются новые постулаты. Например, реплика, вложенная в уста актрисы Каролины Грушки: «Если любить и не клясться, — то это дерьмо собачье, а если клясться и не любить, то это уже немецкое порно». С красивым польским акцентом актрисы это звучит просто волшебно.

«Кислород» хвалят за яркость, драйв и экспрессию, за это же и ругают, только называя это все аляповатостью. Может показаться натянутым закадровое убийство при помощи лопаты и танцы перемазанного кровью героя в кадре, только что это убийство и совершившего. Но таков, видимо, почерк автора, так же, как и бесконечные самоповторы персонажей. То, что «в каждом человеке есть два танцора… Один танцор — правое, другой — левое, то есть два легких танцора… Легкие танцуют, и человек получает кислород» — произносится с завидной частотой. Говорят, что после просмотра фильма остается ощущение только что выпитого кислородного коктейля, а кто-то утверждает – рассола.

«Волчок» и пришествие «Антихриста»

Фильм Василия Сигарева «Волчок» – совершенно другой тональности и формы, нежели «Кислород». Это реалистическая история о девочке и ее социально неблагополучной матери. Девочка любит маму, а та ее – не очень… Уже название дает впечатлительным умам пищу для философских изысканий. Волчок – это нелюбимый ребенок, волчонок, ощетинившийся перед жестоким миром, живущий своим миром — внутренним. Волчок – это еще простецкая старая игрушка – метафора несчастливого детства, да и всей суетной в своем одиноком вращении человеческой жизни.

«Этот фильм также вызывает споры, — комментирует Алексей Левин,- знаменитое высказывание Никиты Михалкова о том, что молодые российские режиссеры «гонят» только чернуху и снимают пессимистические фильмы, наверное, в первую очередь относится к «Волчку». Фильм занял Гран-при «Кинотавра» и одновременно вызвал неодобрительную оценку со стороны мэтров нашего кинематографа. Сам же режиссер – Василий Сигарев — говорил, что он не снимал чернушное кино, он, наоборот, хотел своим фильмом дать какую-то надежду зрителям. Поэтому я думаю, здесь тоже будет интересная зрительская реакция и активное обсуждение фильма».

За свою мрачноватую эстетику «Волчок» уже называют смесью Фон Триера и «Амели».

Кстати, именно фильм Ларса Фон Триера «Антихрист» можно назвать первой победой для энтузиастов, продвигающих артхаус в Кемерове. Фильм ознаменовал начало периода, когда артхаус можно посмотреть массово — в кинотеатре, в соответствующей обстановке.

То, что зрители в Кемерово ждали «Антихриста», можно сказать с абсолютной точностью.

Конечно, показ этого фильма должен был стать значительным культурным событием для города, из разряда тех, которых ждут с нетерпением. В социальной сети «В контакте» в группе, посвященной фильму, предварительные дискуссии накаляли ажиотаж. Вообще, история пришествия «Антихриста» в Кемерово отдает мистикой – под стать самому кино. Его показ переносили несколько раз в течение сентября. И вот, наконец, назначили точную дату – 24-е число, но и тут сорвалось. В утро премьеры стало известно, что поезд, который вез фильмокопию в Кемерово, задержался в Саратове и прибудет только к утру 25-го! Рядовые сотрудники кинотеатра, еще не зная, какую пощечину общественному мнению готовит фильм, с волнением ждали копию – ведь премьеру перенесли на завтра. И она состоялась. Мистический ли флёр кино виной задержки, или особенности российской железной дороги – до сих пор остается загадкой.

Пионеры по-японски

Последняя вещь от скандального Фон Триера изрядно потрепала нервы профессиональным критикам еще на Каннском кинофестивале. Вроде бы культурные люди освистали фильм и покинули зал. Характерно, что история повторялась по ходу проката фильма в кинотеатрах – зрители не выдерживали натиска его жестокой и мощной эстетики. На премьере в Кемерово, по словам Алексея Левина, из зала вышло 5 человек. А в остальном – полный аншлаг. В первый день фильм хотели посмотреть так много людей, что в зале на 50 мест не хватило зрительских кресел: люди сидели даже на полу. «Это был пресс-показ, было много журналистов, — рассказывает Алексей Левин. — Зрителям мы объяснили, что мест нет. А они стояли на своем: «Мы согласны на полу сидеть, только продайте нам билеты». Тогда в зал притащили лавочку, но несколько человек все же разместились на полу».

На второй неделе проката ажиотаж вокруг «Антихриста» спал – все, кто хотел его посмотреть, сделали это в первые дни. Больших кассовых сборов фильм кемеровскому кинотеатру не сделал, но и в убытки не загнал. Интересно, что публика на сеансах была весьма разношерстная – до крайности. Вот картинка с одного сеанса. Интеллектуал, стучащий ногами на опасных моментах и подбадривающий бегущую по лесу Шарлотту Генсбург шепотом «давай-давай!» Видно, что человек всецело был захвачен фильмом. А рядом – девушки, прыскающие в кулачок там, где плакать впору – не захвачены…

В первом ряду на ВИП-диванах пара с пивом – смеются на титрах и обсуждают порнографическую составляющую. Складывается ощущение, что именно она и привлекла определенную долю зрителей на фильм.

Алексей Левин считает, что зритель должен быть разным – и такая ситуация вполне нормальная. «Нездоровая» популярность «Антихриста» тут сыграла роль. «Это был фильм из той категории авторского кино, про который каждый хоть что-то, да слышал, — говорит он. — Про Триера знали все, «Кислород», думаю, тоже на слуху, а кто что-то знает про «Волчка»? Те, кто увлекается кино, следят за фестивалями. «Волчок» будет показателем, действительно ли нужно кемеровскому зрителю артхаусное кино или нет».

В ноябре кемеровчанам покажут Гран-при Канн-2009 «Пророк» Жака Одиара, уже вовсю делающего себе славу в московских кинотеатрах. А вот любители такого жанра, как аниме, возможно, дождутся праздника и на своей, кемеровской, улице. Сейчас ведутся переговоры с прокатчиками «Первого отряда», он только выходит в российский прокат. Мистический анимационный фильм о пионерах-героях, придуманный русскими и нарисованный японцами, хотят показать у нас в ноябре.

Словом, «другое» кино в городе есть. Есть возможность его увидеть. Что радует. Кажется, этот факт приближает нас к тому, что понимается под сочетанием «современный город». Даже больше, чем наличие «Икеи» или метрополитена.

Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp