Чуть больше года назад мэрия Кемерова заявила о масштабном расселении и сносе самого центра Кемерова — частного сектора в Центральном и Заводском районе города ради строительства многоэтажных жилых домов.
Хотя снос кемеровского «частника» уже десятилетия фигурировал в Генпланах Кемерова, но информация о таком скором расселении имела взрывной эффект. Администрация города собиралась буквально за несколько месяцев выкупить, освободить и снести дома вдоль улиц Гагарина, Сибиряков-Гвардейцев, Искитимской набережной, Соборной, Тухачевского и Каменской.
И вот, спустя год горячих обсуждений, судебных споров, торгов с администрацией и тихого протеста частник начал сдаваться — уже к осени 75% владельцев частных домов, которые планируется снести в Центральном и Заводском районах, уже подписали соглашение о выкупе.
Это несколько сотен домов, причём, и, по данным мэрии города, больше половины жильцов уже купили себе новое жилье и начали выселяться из домов. «Частник» ещё не умер, но первые признаки запустения уже дают о себе знать — это вырванные рамы из опустевших домов, разбитые стёкла. А если приглядеться, то можно увидеть, что даже в мороз из труб многих не идёт дым, к ним не натоптаны тропинки. В первую очередь речь о домах вдоль дорог и на перекрёстках, где проложат коммуникации.
Одновременно с расселением и переселением людей из частных домов образовалась ещё одна проблема — собачьи стаи. Хотя все жители чуть ли не клятвенно обещались забрать четвероногих питомцев с собой, уже с весны жители окрестных улиц стали замечать всё увеличивающие стайки крупных собак — бывших цепных псов из расселённых домов.
Нет, пустеющий частник не заполонили массово одичалые стаи собак, но тем не менее беспризорные псы встречаются. Пока ещё дружелюбные, они подозрительно смотрят на «чужаков» возле когда-то родных домов.
Итак, 540 га в центре Кемерова в течение ближайших десяти лет ждут масштабные преобразования — на этом месте сначала проложат трубы, затем возведут десять современных ЖК, где смогут жить около 120 тысяч человек, а общая площадь жилой застройки составит 3,4 млн кв.м.
И подготовка к «зачистке территории» началась уже давно, а сейчас то тут, то там на небольших улочках деловито орудуют экскаваторы.
Яростно сносить дома вдоль Сибиряков-Гвардейцев начали уже в середине осени, сразу после того, как с маленьких огородиков хозяева убрали урожай. И сейчас на месте многих зданий лишь груда щепы за разровненная и перепаханная экскаваторами земля.
Впрочем, дома сносят не подряд. а выборочно, из-за чего образуются забавные контрасты. Так, на фоне двух снесённых домов красуется теперь уже ничейный новый деревенский туалет. Местные жители даже иронично приладили к сортиру рождественский бантик.
Те же дома, что пока ещё не снесли, являют собой потрясающую картину запустения — то ли хозевам было жалко оставлять даже мелочь, то ли так активно поработали вандалы, но от когда-то жилого уютного дома остались буквально только стены — все окна вырваны, крыша и пол разобраны по доскам, даже обои и то сорваны со стен. О том, что здесь когда-то жили люди, напоминает только завалявшийся каким-то чудом синий пластиковый тазик.
Впрочем, так быстро огромный частный сектор в Кемерове тоже сдаваться не собирается, и цепляется за жизнь всеми оставшимися силами. В глубине подточенных экскаваторами улочек неспешно течёт привычная жизнь — с походами по воду, люпопытными собаками-звонками, яблочно-рябиновым уютом, тишиной и солнцем.
Пока что в центре города есть живые уголки, которые суета с расселением и запустением практически не затронула. Например, практически скрытая от глаз небольшая улочка на самой границе заросших берегов Искитимки — улица Искитимская набережная. Её снесут полностью, верный признак такой судьбы — выгодный статус набережной и соседство с новеньким расстраивающимся ЖК.
Но пока что старенькие дома живут своей привычной жизнью, на снегу видны следы к калиткам, где-то — остатки высыпанной с снег золы, поскрипывает от ветра старая разросшаяся яблоня, а малый бизнес на окраине улицы даже и не думает переселяться в другое место.
А через пару сотен метров от тюлей, яблонь и лазурных заборов высится огромные глыбы привычного в Кемерове жиллмассива, которые со временем доберутся и сюда.