×

«Когда всё заработает?»: власти крупного города в Кузбассе объяснили эпичные провалы в транспортной системе

Лютые морозы предсказуемо обострили самую болезненную проблему Новокузнецка. Жалобы на работу автобусов посыпались как из рога изобилия. Транспортники отреагировали экстренной пресс-конференцией. Что прояснилось, а какие вопросы так и остались без ответов – читайте в материале Сибдепо.

Чем ниже температура на улице, тем выше градус недовольства пассажиров автобусов в Новокузнецке. Сегодня горожане в соцсетях открыто призывают друг друга жаловаться во все инстанции и, не стесняясь в выражениях, ругают местные власти за транспортную реформу.

«Когда ситуация с автобусами будет исправлена? С самого начала эта реформа была провальной затеей. В холодном сибирском городе заставлять людей с пересадками добираться — это издевательство! Сначала 30 минут ждешь один автобус, потом 45 минут – другой», — пишет в телеграм-канале мэра горожанка Валентина.

«До 14 декабря можно обращение президенту по смс написать и по горячей линии звонить. Все недовольные — вперёд. Может, и услышат нас. Мы уже 16 обращений оставили», – предлагает переходить от слов к делу другая новокузнечанка.

Самые большие трудности пассажиров городского транспорта поджидают, конечно, в часы пик. Утром уехать на работу или учебу, а вечером вернуться домой – это не только время и нервы. 30 минут ожидания в -30 градусов вряд ли кому-то добавляют здоровья. Сегодня транспортники города собрались в мэрии, чтобы ответить на главный вопрос, волнующий подавляющее большинство горожан: «Где автобусы?». Но оказалось, что в самом вопросе изначально кроется неточность. Правильнее будет спросить так:

«Где водители?»

Так уж устроены автобусы, что без человека за рулем они никуда не едут. Да и трамваи с троллейбусами тоже. Вот немного цифр от городского управления по транспорту.

В идеале, при стопроцентном выполнении условий всех муниципальных контрактов, ежедневно на улицы Новокузнецка должны выходить 280 единиц транспорта. Сегодня фактически транспортная работа (так официально называется этот показатель) выполняется на 75 %. В среднем за последнюю неделю по состоянию на 8 утра на линию не выходят 57 единиц техники. Всего в боксах находятся 82 машины. И есть транспорт, который простаивает исключительно из-за нехватки водителей. Дефицит кадров в трамвайно-троллейбусном предприятии – 90 человек, в ПАТП-1 – 30 человек, в компании «Питеравто», которая обслуживает львиную долю городских маршрутов – 145 человек.

Работа нелегкая, зарплата – не самая большая, в отличие от ответственности. Не все выдерживают — увольняются.

«Свою лепту в отток водителей вносят угольные предприятия. Средняя заработная плата у нас на предприятиях доходит до 75 и до 90 тысяч рублей, в зависимости от того, на каком транспорте водитель работает. На разрезах зарплата водителей в разы больше», — рассказывает и.о. начальника управления по транспорту и связи администрации Новокузнецка Евгений Дуров.

Привлечь людей в профессию хотели льготами для водителей и их семей, мэрия просила городских депутатов подумать об этом. Но народные избранники поддерживать водителей за счет бюджета отказались.

В компании «Питеравто», которую горожане ругают сильнее всех, уже не знают, в какие бубны бить, чтобы люди захотели возить пассажиров и пришли трудоустраиваться.

«На данный момент нас сдерживает чисто кадровый вопрос. Мы проводим ряд мероприятий по привлечению водителей, переобучению на категорию D, по привлечению женщин. Сейчас на предприятии работает 40 женщин-водителей», — говорит заместитель генерального директора филиала «Питеравто» в Новокузнецке Денис Веркин.

Каждому новому кадру здесь рады, как родному. Недавно двое студентов остались работать в компании после прохождения производственной практики. Руководство очень надеется, что парни со временем приведут на предприятие и своих однокурсников. А в городском управлении по транспорту уповают на поддержку депутатов областного парламента – может, на уровне региона удастся повысить статус и престиж профессии — добиться льгот для водителей.

А еще привлекательнее эта работа стала бы при высокой зарплате, но на такой шаг у предприятий пока нет денег. На логичный вопрос корреспондента Сибдепо о возможном повышении стоимости проезда начальник городского управления транспорта отвечает с большой осторожностью.

«Это бы помогло – можно было бы рассматривать, в первую очередь, повышение оплаты труда водителям. Но все тарифы на перевозки устанавливает региональная энергетическая комиссия. Скорее всего, может быть, это произойдет на следующий год, но я не готов утверждать это», — поделился Евгений Дуров.

Дело техники

Впрочем, никто не отрицает и проблем с самими автобусами. Транспортники сетуют на жесткие погодные контрасты. Ледяной дождь в ночь на 1 декабря, гололедица и, как следствие, ДТП в одночасье вывели из строя 11 автобусов только «Питеравто». Следом в регион пришли аномальные морозы, которые «добивают» технику – ломаются те агрегаты, с которыми раньше не было проблем.

«Исправная техника, утром выезжая на линию, выполняя один-два рейса, начинает выходить из строя по причине замерзания некоторых технических жидкостей, воздушной системы. Поэтому некоторые рейсы срываются», — говорит Евгений Дуров.

«Мы прилагаем все усилия, чтобы устранить все недостатки. Вывели отдельные бригады в ночную смену, чтобы они могли нормально расставить машины в боксах, чтобы они из боксов выезжали теплые. Подключили службу эксплуатации и ремонтное производство. Работают отдельные бригады по восстановлению транспорта после ДТП и по капитальному ремонту двигателей. Отдельная бригада работает по салонным отопителям», — объясняет Денис Веркин.

Кстати об отопителях. Транспортники заверяют, что жалоб на холод в автобусах стало намного меньше. Основной перевозчик за лето успел привести системы в порядок и сейчас решает проблемы с обогревом не в авральном режиме, как было прошлой зимой, а что называется, по мере поступления.

«Тепло ли тебе, девица?»

Вы знали, что по нормативам температура воздуха в салоне автобуса зимой должна быть не ниже +12 градусов? В Сибири в том числе. Это еще один пока недостижимый идеал. В реальной жизни при -30 за окном такого показателя добиться весьма проблематично.

«Если температура в салоне автобуса у нас ниже +12 градусов, контролеры составляют акт о нарушении качества оказанных услуг на перевозчика с применением штрафных санкций. Но вот в последние дни контролеры заходят в салон и видят, что отопители работают, но при таких холодах не справляются, чтобы в салоне было прям вот тепло», – признает руководитель контрольно-ревизионной службы Центральной диспетчерской службы городского транспорта Наталья Гребенюк.

В автобусах марки «КАВЗ», по словам контролеров, температура допустимая, чуть хуже дела обстоят в «Волгабасах», а вот прогреть длинномеры-«гармошки» до нормативов в такую погоду попросту невозможно. Чтобы хоть немного сохранить тепло в салоне и предотвратить жалобы пассажиров на холод, водители стараются лишний раз не открывать передние двери. И все равно получают жалобы, только уже по другому поводу – неудобно входить и выходить.

«Верните как было!»

Даже на четвертом году со дня старта транспортной реформы многие новокузнечане так и не смирились с тем, что возврат к прежней системе пассажирских перевозок невозможен. Эта та самая вода, войти в которую дважды уже не позволит федеральное законодательство.

В мэрии не раз отвечали и на призывы выгнать «варягов» в лице «Питеравто» и отправить на городские улицы муниципальные автобусы Пассажирского автотранспортного предприятия Новокузнецка. Сейчас оно обслуживает преимущественно пригородные, междугородные, межобластные маршруты и один внутригородской — №7. И сталкивается с теми же трудностями, что и основной перевозчик.

«На сегодняшний день у нас в парке 92 автобуса. Коллектив – 130 водителей, у нас тоже нехватка водительского состава порядка 30 человек. И основная причина – низкий уровень заработной платы. При этом финансировании и этих тарифах пока нет возможности поднять экономику. Пока работаем в ноль», — говорит директор АО «ПАТП» Новокузнецка Герман Яременко.

В начале декабря администрация Новокузнецка объявила электронный аукцион на обслуживание востребованного пассажирами автобусного маршрута №345 ««Абашево – Трест КМС». Победитель должен начать работу уже 1 февраля 2024 года. Итоги станут известны через 10 дней. Новокузнецкое ПАТП на участие в аукционе на сегодняшний день не заявилось, но оптимизма не теряет.

«В будущем планируется поступление автобусов из области. Наш коллектив настроен на то, чтобы если не вернуть свои позиции на городских перевозках, то хотя бы нарастить объемы», — заверяет Герман Яременко.

Ложка мёда в бочке дёгтя

Меньше всего претензий у новокузнецких пассажиров, пожалуй, к работе троллейбусов. И хорошая новость в том, что этот экологичный и комфортный транспорт в городе планируют развивать. Примерно через год власти обещают запустить еще один маршрут – из Центрального района в Новоильинский. При этом электробусы пойдут через Заводской район.

«Мы будем ездить через Запсиб, через Бызовское шоссе. В Новоильинском районе будет отдельная тяговая подстанция, 6 километров сети, что даст нам возможность полноценного заряда подвижного состава, а затем движение назад в центр. На сегодняшний день прорабатывается проект, он находится в стадии государственной экспертизы. В течение двух месяцев мы получим положительное заключение, и ничто нам не будет мешать объявить электронный аукцион на поиск подрядчика», — рассказывает директор МТТП Новокузнецка Дмитрий Кузнецов.

По его словам, предприятие готово развиваться. Есть техническая возможность в виде подвижного состава, есть резервные машины. Но, как и везде, не хватает только людей, которые бы на них работали.

«Жителям города приносим извинения за эту ситуацию, которая сложилась. Мы надеемся, она скоро пойдет на улучшение. Мы все силы устремили к этому и все, что возможно, делаем. Процесс идет, он живой, не лежачий», — заверяет Евгений Дуров.

Сами транспортники говорят, что видят свет в конце туннеля. Как только решится кадровая проблема, сразу же всё наладится. И тогда свет в конце транспортного туннеля увидят и пассажиры.

Текст: Евгения Никольская.
Фото: Сибдепо.
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp