70 лет назад в Кемерове пустили первый трамвай
Конечной остановкой был конный базар, где сейчас находится площадь Советов
Первые три трамвайных поезда, каждый их которых состоял из трех вагонов, проехали по Советскому проспекту весной предвоенного 1940 года. Трамвайная линия на тот момент простиралась на 3,3 километра. Депо находилось на улице Дворцовой (сейчас это территория КЭМЗ). Другой конечной остановкой был конный базар (сейчас на этом месте — площадь Советов). В первые годы кемеровский трамвай был подразделением азотно-тукового завода (ныне — КОАО «Азот»), проезд стоил 20 копеек и в каждом вагоне работал свой кондуктор. В первый же год своего существования трамвай «привез» заводу финансовую прибыль.
Через год грянула война, и 80% мужчин трамвайного депо ушли на фронт. На их место встали женщины, и всю войну кемеровский трамвай продолжал работать с пяти утра до двух часов ночи. В трамваях организованно приходилось перевозить раненых из санитарных эшелонов, прибывавших на старый вокзал (расположен в начале ул. Карболитовской), в эвакогоспитали. Зимой после смены вагоновожатые и кондукторы постоянно выходили на расчистку путей, а летом — на их ремонт. По выходным приходилось трудиться в подсобном хозяйстве депо, иначе было не выжить.
Девять лет, с 1940-го, трамвай оставался в Кемерове единственным общественным видом транспорта.
В 1949 году построена трамвайная однопутка по ул. Весенней через площадь Волкова до Искитимского моста. Вторую нить трамвайного пути здесь ввели в 1953 году. В этом же году увеличили трамвайный парк до 22 единиц.
В 1950-е, с подъемом в городе промышленности, стала расти и сеть трамвайных маршрутов. Были открыты новые линии до поселков Предзаводской и Южный, до шахты Северной, в Кировский район.