Известный российский журналист Андрей Ванденко записал интервью с экс-губернатором Кемеровской области и составил книгу на их основе. Аман Тулеев рассказал о пожаре в ТЦ «Зимняя вишня», о спланированном на него покушении, о забастовках шахтёров и о том, как один из самых известных губернаторов России оказался забытым. Корреспондент «Сибдепо» одним из первых ознакомился с её содержанием.
Книга «Аман Тулеев. С моих слов записано верно» — исповедь «тяжеловеса» российской политики, более 20 лет возглавлявшего Кемеровскую область и ушедшего в отставку после трагедии в «Зимней вишне», говорится в анонсе к изданию. Журналист Андрей Ванденко, работая над текстом, в течение года встречался и беседовал с Аманом Тулеевым, помогая ему подробно, шаг за шагом, рассказывать о прожитых годах.
Начальник МЧС: справимся своими силами
Первый доклад <о пожаре в ТЦ «Зимняя вишня» — прим. Сибдепо> прозвучал абсолютно спокойно, без намёков на серьёзное ЧП: «Аман Гумирович, задымление в торговом центре на проспекте Ленина, 35». Я спросил: «Все аварийные службы задействованы?». Отвечают: «Да!».
Через несколько минут позвонил Илья Середюк, глава города: «Задымление сильное». Понял, что надо подключаться, вызвал сотрудников администрации, сказал первому заму Чернову: «Володя, езжай проверь, что там происходит!» И мэру велел отправляться туда же.
И вот спустя час Середюк сообщает: «По нашим данным, есть четверо погибших!» Ничего себе задымление!
Я объявил всеобщую мобилизацию, связался с начальником управления МЧС по Кемеровской области Александром Мамонтовым: «Вызывать подкрепление из Новосибирска и Красноярска?» — «Что вы, Аман Гумирович?! Ни в коем случае! – говорит. У нас мощная команда, достаточно сил и средств, сами справимся».
Вдруг наступила тишина. Никто не звонит и не сообщает.
Так вспоминает страшные минуты и часы трагедии в «Зимней вишне» бывший губернатор Кемеровской области.
Ехать в инвалидной коляске
«Вызвал помощников: «Берите инвалидную коляску, обмотайте какими-нибудь пледами, одеялами, чтобы не очень бросалось в глаза, в чём именно сижу, и поедем к «Вишне». Ребята нашли коляску, задрапировали, как смогли, подогнали служебную машину, прибыл наряд ДПС для сопровождения».
В этот момент Аман Тулеев узнал о том, что и его семью постигло горе «Зимней вишни». Его племянница оказалась в торговом центре и после того, как начался пожар, не отвечает на звонки.
«Меня минут через пять, словно ток прошиб. Голова и руки работают, а ноги парализовало», — вспоминает Аман Тулеев.
Его лечащий врач категорически запретил ехать на коляске.
«У меня в характере, в крови чувство долга перед людьми. Но в тот раз не мог я выехать к «Зимней вишне». Физически не мог!» — записал со слов Тулеева Андрей Ванденко.
Трагедия произошла. Дальше оставалось только скорбеть, сопереживать и помогать.
«… что касается этого Вострикова, в процессе нашего общения у меня сложилось стойкое ощущение, что он отпетый циник. … Встречу с каждой семьёй я начинал с минуты молчания. Всегда люди вставали, а этот остался сидеть! … Сразу завёл разговор о деньгах. Мы с комиссией объясняем, из чего складывается общая сумма, а Востриков в ответ: «Что ещё можете добавить?» Не скрою, удивился такой постановке вопроса, спрашиваю: «Сколько же тебе нужно?» Говорит: «Хочу уехать в Сочи, купить квартиру и завести там дело». – «Ну, так езжай, деньги выплатят приличные». – «Мне этого не хватит». Мать пыталась урезонить: «Как не стыдно, сынок?» Что же ты сразу про деньги? Даже не вспомнил о погибших детях! Он обругал её. При мне! …» — отрывок из книги «Аман Тулеев. С моих слов записано верно».
«Когда Акела промахнулся?»
С этого вопроса начинается книга. И Аман Тулеев честно признаётся: из-за проблем с позвоночником рапорт об отставке хотел написать еще весной 2017-ого. Но сделать, как задумывал, не получилось…
«Ещё раз позвонил Владимиру Владимировичу, чтобы сообщить о решении, и услышал в ответ: «Повремени с уходом. Пришлём преемника, пусть поработает под твоим присмотром. … Когда почувствуешь, что готов передать дела, сообщишь мне. После этого уйдёшь» Я не смог возразить президенту».
В числе кандидатов на пост губернатора Кемеровской области Аман Тулеев называл мэра Кемерова Илью Середюка и первого зама Владимира Чернова.
«Нормальные ребята, сам вырастил их, можно сказать, подготовил смену. … К лету 2017-го морально я был готов сдать пост… Всегда повторял подчинённым: вот уйду на покой – и через три дня забудете и имя моё, и отчество… Говорить-то говорил, но всё же не думал, что столь быстро открестятся… Конечно не все отвернулись».
Многие считают Тулеева многомиллионным собственником. Однако в книге он развенчивает этот миф.
«Нет у меня ни недвижимости заморской, ни счетов тайных. Не заработал. Или, называя вещи своими именами, не наворовал. В девяностые царила такая бесконтрольность и анархия, что можно было, не особо напрягаясь, на три виллы скопить, ещё и на пару шале осталось бы… С житейской стороны я, наверное, наивный простофиля. Но так воспитала мать…».
Он рассказал: будучи губернатором, получал 130 тыс рублей. Сейчас его государственная пенсия – 26 тысяч, а пенсия жены — 13 тыс. Аман Тулеев рассказывает о непростой жизненной ситуации, но не жалуется.
«Не устаю удивляться человеческой неблагодарности. Сейчас я оказался в тяжёлом положении, и те, кого ставил у руля крупнейших предприятий области, мигом забыли о существовании Тулеева, хотя могли бы приехать к бывшему губернатору, сказать: «Аман, мы бок о бок шли по жизни… Скажи, нужна какая-то помощь? Теперь наш черёд прийти на выручку.
Брали бы пример с президента! Владимир Владимирович помнит обо мне и после отставки. В августе 2018-го поздравил по телефону с Днём шахтёра. 13 мая 2019-го позвонил на мой юбилей, а через пару недель лично вручил в Кремле орден «За заслуги перед Отечеством I степени…».
Кто хотел избавиться от Тулеева?
Аман Тулеев – личность неординарная. Его воспринимают по-разному. В книге он вспоминает, что его даже хотели убить.
«Меня и отравить хотели, и подстрелить… Какую только пакость не замышляли. … Сначала был план подослать убийцу с пистолетом или снайперской винтовкой, потом остановились на варианте с ядом. Наняли Александра Тихонова, прославленного нашего биатлониста, четырёхкратного олимпийского чемпиона, которого я очень уважал и даже гордился, что такой человек родом из Сибири, и его младшего брата Виктора. Уже и аванс заплатили, около двухсот тысяч долларов. Заказчиков сдал киллер. … Прибежал в ФСБ и всё рассказал. По решению суда Тихонов отсидел несколько лет в колонии».
На вопрос о том, какой год губернаторства оказался самым тяжёлым Тулеев ответил:
«Первые три года, когда принял область с забастовками, голодовками, закрытыми шахтами и неработающими предприятиями, с перекрытием Транссибирского хода. И 2018-й – с «Зимней вишней» и с тем, что за ней последовало. Не было у меня периода труднее и страшнее».
Аман Тулеев рассказывает в книге о том, что 25 марта 2019 года собирался пойти на траурное мероприятие, приуроченное к годовщине пожара в «Зимней вишне».
«Хотел положить шестьдесят роз к обелиску, постоять с людьми поплакать, сказать, что разделяю горе. … Попросили не ходить на панихиду. Даже не так: категорически запретили. … Возложил цветы с траурной лентой на следующее утро … А в обед моего букета уже не было. И в отставке мешаю кому-то жить».
Проделана огромная работа
Книга состоит из 414 страниц. Она построена как монолог от первого лица, за исключением вступительного интервью с Аманом Тулеевым. В остальном, хронологический рассказ идет о прожитых годах, губернаторстве, гибели сына, команде, об уникальном регионе с названием Кемеровская область. А также о том, что Аман Тулеев лично предотвратил три террористических акта: не побоялся и вышел на переговоры с террористами.
Очень подробно в книге описываются взаимоотношения Амана Тулеева и Бориса Ельцина.
«Аман, ты меня спас! Век не забуду!». Помню, окружающие тогда смотрели на нас в недоумении, никто не мог понять, от чего Тулеев уберёг Ельцина», — вспоминает бывший губернатор Кемеровской области.
В июле 1999 года Аман Тулеев отказался принять от Ельцина орден Почёта, мотивируя это так:
«Я просто не могу принципиально принять награды от власти, которая ввергла страну в нищету».
30 октября 2002 года он подписал распоряжение об образовании Кузбасского регионального института развития профессионального образования, как говорят, заложил первый камень в фундамент. А 17 сентября 2018 года он стал его ректором. Об этой части жизни Амана Тулеева также есть информация в книге.
В разделе «И это всё о нём» автор собрал воспоминания о бывшем губернаторе Кемеровской области от коллег, друзей и родных. Об Амане Тулееве рассказали Валентин Мазикин (первый заместитель губернатора Кемеровской области в 2001 – 2013 годах), Владимир Макута (глава Таштагольского района Кемеровской области), Дмитрий Исламов (депутат ГД, заместитель губернатора Кемеровской области в 2008 – 2016 годах), Михаил Найдов (герой Кузбасса, глава Кемеровского областного общественного фонда «Шахтёрская память»), Александр Абрамов (председатель совета директоров EVRAZ plc), Иван Мохначук (председатель Росуглепрофа), Митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх (глава Кузбасской митрополии), а также многие другие.
В книге собрано множество фотографий. Это снимки из семейного архива Амана Тулеева, кадры с рабочих поездок, с «рельсовой войны» и исторического для региона шахтёрского митинга.