Австралийские дети придумали новый язык
Лингвисты описали новый язык, который появился у детей австралийских аборигенов из племени Вальбири.
По словам исследователей, это не выдуманный детский язык, а живая речь с уникальными грамматическими особенностями. Подробности приводятся в статье исследовательницы Кармел О’Шеннесси для журнала Language.
В своей статье лингвист из университета Мичигана описала смешанный язык, на котором говорят аборигены на севере Австралии, в пустыне Танами. Анализируя глагольные конструкции этого языка, названного лайт вальбири, О’Шеннесси пришла к выводу о том, что это действительно полноценный язык, а не пиджин и что он появился из-за изучения местными детьми двух языков сразу.
Исследуя, как дети в деревне Лайаману усваивали языки, Кармел О’Шеннеси обнаружила, что они придумали новую временную категорию, которой нет ни в английском, ни в вальбири, ни в криоле. В качестве примера О’Шеннесси приводит фразу Nganimpa-ng gen wi-m si-m worm mai aus-ria. (А еще мы видели червей у нас дома).
В форме wi можно узнать английское we, «мы», в форме si — английский глагол see, «видеть», а вот окончание m представляет собой новшество. Оно обозначает, что действие имело место в прошлом или происходит сейчас, но не относится к будущему. Английское местоимение с вспомогательным глаголом I’m («я» в настоящем времени) было переосмыслено в «я» небудущего времени.
Лингвист обнаружила, что по той же модели у детей из смешанных семей вальбири образовались формы yu-m («ты» в небудущем времени) и wi-m («мы» + небудущее время). Затем в целях согласования этот же маркер стал присоединяться к глаголу. Эта конструкция характерна не только для «детского языка». Она закрепилась в языке, и теперь так говорят все жители деревни моложе 35 лет — 350 человек из 700.
Исследователи считают, что существующая в одном из языков форма была не просто переосмыслена, но дала начало новому элементу в системе грамматических категорий. Система времен является фундаментальной вещью для любого языка, поэтому ученые считают, что имеют дело с новым языком, которого сорок лет назад еще не было. Кармел О’Шеннеси также отмечает, что позиции лайт вальбири выглядят надежнее, чем позиции старого вальбири, и, возможно, через несколько столетий исследователи будут рассматривать это системное изменение как факт стремительной эволюции одного языка. Языковые процессы протекают очень медленно, поэтому окончательная ясность вряд ли может быть достигнута в краткий срок.
Обсуждайте этот и другие материалы в нашем telegram-канале