Блог, навеянный ожиданием в автомобильной пробке, за 15 минут до окончания рабочего дня в детском саду
Кемерово. Вечер пятницы. Выруливаю со стоянки от «Променада-1» в сторону ФПК. Обычно, даже в час пик, на дорогу уходит минут 5-7. Всего-то нужно проехать до перекрестка Ленина с Тухачевского и еще несколько остановок. Но не на этот раз: только-только развернула автомобиль и сразу же оказалась в центре затора – впереди «поцеловались» две машины, создав пробку на проспекте Ленина.
Автомобили, жалобно мигая поворотниками, а кто и «аварийкой» – так, для верности, – пытаются объехать препятствие, перегородившее полторы полосы минимум. Я, естественно, в их числе. В итоге преграда преодолена. Но мне-то нужно вернуться в крайний правый, дабы свернуть на ФПК. Включаю поворотник в надежде на то, что мои попытки заметит водитель троллейбуса и пропустит мой «Ниссан». Но не тут-то было: троллейбус, выждав минуточку, чтоб я начала совершать маневр, давит на педаль (или что-то там еще, к сожалению, незнакома с принципом управления этим транспортным средством). Недоуменно смотрю на водителя и вижу ухмыляющуюся физиономию (хочется выразиться жестче, но не буду) с огромной беломориной в зубах. Начинается эмоциональный обмен жестами, причем водитель троллейбуса, уже обогнав мой «микроб» – моя машинка, конечно, очень юркая и ловкая, что весьма важно в городских условиях, все же из серии «сильная, но легкая» и троллейбус на таран не возьмет, – открывает боковую форточку и продолжает столь же эмоционально гримасничать и махать руками. Естественно, все с той же беломориной в зубах. Делать нечего – проезжаю прямо. А в детском саду, откуда нужно забрать ребенка, рабочий день заканчивается через 15 минут и воспитателей тоже ждут родители, дети, мужья, огороды, да и мало ли еще какие планы люди строят на пятничный вечер.
Картинка не удивительная. Скорей, привычная. Только вот почему. Даже на этом коротком отрезке пути я пропустила вперед несколько машин, другие пропускали меня. Все-таки в большинстве своем в Кемерове мне попадаются соседи по дороге адекватные и вежливые. Не все, но большинство. И речь идет именно о водителях легковушек. Но никогда – об общественном транспорте. НИКОГДА на моей памяти не было ситуаций, чтобы мне уступил дорогу маршруточник, водитель троллейбуса или автобуса. Наоборот: видишь маршрутку, лучше сразу же перестроиться в другой ряд. Иначе подрежут, резко затормозят перед твоим носом и т.д. И говорилось об этом не раз, но все равно ситуация не меняется: налицо совершенное неуважение водителей общественного транспорта ко всем прочим. И к пешеходам, и в первую очередь к другим водителям. Порой мне кажется, что это есть результат каких-то подсознательных психологических комплексов. Вот мол, есть люди, которые ходят на работу в офис или делают мебель, учат детей, монтируют сложные агрегаты и ПОПУТНО водят автомобиль. То есть умеют делать еще что-то. А водители общественного транспорта – умеют только водить. Это, конечно, касается далеко не каждого, и мои предположения не претендуют на истину в последней инстанции, но явно в ряде случаев психологи трактовали бы такое поведение именно так.
Между тем несколькими часами ранее мне довелось слышать городского мэра, который рассказывал о проблемах столицы Кузбасса. В том числе говорилось и об общественном транспорте. Сразу скажу, что Владимир Васильевич (Михайлов) всегда производит на меня впечатление зомбирующее. В хорошем смысле слова. И несмотря на то, что действия горадминистрации в моих личных оценках не всегда однозначно хороши, кемеровский городской голова, на мой взгляд, хорош. Даже очень. Один из лучших в России. Потому что он кажется мне очень мудрым и может посмотреть на ситуацию в целом. Одним словом, когда Михайлов говорит, ему просто нельзя не верить. И в списке моих личных пристрастий, Владимир Васильевич занимает постоянное место где-то между Хью Лори и Андреем Дмитриевичем Сахаровым. Так вот. Мэр на этот раз столь же убедительно говорил о том, что цена билета в общественном транспорте столицы Кузбасса не соответствует затратам на его содержание. Что нужно оптимизировать маршрутную сеть и считать расходы-доходы. Последнему способствует система электронных проездных документов.
Всё это правильно. Но почему-то мне вспомнился разговор с частником-маршруточником, еще семилетней давности. Человек просто купил на последние деньги «Соболя» и хотел возить людей из центра Кировского до Цума. По утрам, в час пик. Без остановок. Потребность в этом была тогда, остается и теперь. Ведь по утрам, когда люди едут на работу, в маршрутках и автобусах не протолкнуться. Но ему отказали. Почему? Да всё дело в том, что количество пассажиров, которое ежедневно ездит на работу, одинаково. И пусть лучше люди как сельди в бочке едут в наполненных маршрутках, чем часть денег заберет себе частник, который будет возить людей с комфортом. Так было тогда, так есть и сейчас. Но и тогда, и сейчас мне непонятно, почему не организовать систему так, что общественный транспорт отдать полностью в руки частного бизнеса? Не тех ПАТП, которые формально – самостоятельные предприятия, а на деле всё равно при муниципалитете? Да, это как-то нужно координировать, да, есть вопрос с льготниками, но, при желании, можно разрулить и эти вопросы, с помощью тех же электронных проездных. Ведь и сейчас остается проблемой уехать вечером с того же ФПК, Южного, и список этот можно продолжать. Глядишь, частный бизнес и с кадрами поработает. Чтоб не хамили другим на городских трассах. Хотя, наверное, это утопия.
…Сделав круг аж по Волгоградской, вбегаю во двор детского сада. Благо, воспитатель на площадке гуляла с ребенком, который уже остался здесь один из всей группы. Домой она еще не уходила: сажала цветы на садиковской клумбе. Во внерабочее время. И без дополнительной оплаты.