Бунтари с кисточками удивили Кузбасс: как "Бедная Лиза" поменяла всё
О том, как художники ушли от соцреализма, от традиционного творчества без «переворотов» и беззакония. Рассказываем в материале Сибдепо, как хулиганство кузбасских мастеров подарило свободу.
Просто представьте: начало 90-х, страну трясет, а государству остается жить один год. Вокруг рушится экономика и общественные устои. Перестройка изменила многое в сознании жителей страны, но кое-что на тот момент оставалось неизменным. Например, визуальное искусство СССР, в котором уже какой год царил реализм. Именно этому учили студентов в Кемеровском художественном колледже. Вокруг индустриальные пейзажи и привычные темы - портреты работников, мастеров, передовиков колхозов и совхозов, пейзажи Сибири. И вот на этом фоне в Кузбассе появилось самое нетривиальное объединение художников - «Бедная Лиза».

Идея создания группы зародилась прямо во время пьянки. Четыре веселых художника за бутылочкой чего покрепче решили, что портреты передовиков производства и индустриальные пейзажи всем надоели, в том числе и им. И захотели создать что-то новое. Так уж получилось, что именно эта идея за несколько лет внесла свежие ноты в культурную жизнь Кузбасса.

Название придумали буквально за бутылкой пива. В одном из интервью один из организаторов группы, Юрий Юрасов, сказал: «Время было такое: все мы чувствовали себя брошенными детьми непутевой матери».

Отрывок:
Газета "Кузбасс", "Бедная Лиза" и ее капитал" (6 июня 2009), цитата Ю.Юрасова.
Кто был в группе?
"Бедная Лиза" появилась почти как в фильме про мушкетеров. Собрались четыре товарища и начали менять судьбу. В первую очередь - свою. Потому что к тому времени каждый из них уже был более-менее состоявшимся художником.

Юрию Юрасову в 1991 году было уже 42 года. Он выпускник Кемеровского художественного училища 1977 года. За его плечами были 7 лет работы в новосибирском отделении Художественного фонда РСФСР и преподавательский стаж 4 года.

Сергею Червову на момент создания объединения было 33 года. И он тоже уже 6 лет преподавал в Кемеровском художественном училище (которое закончил в 1978 году).

Александру Чумашвили было 32. Он - однокурсник Сергея Червова, но продолжил учебу в институте имени И.Е. Репина. На момент создания объединения был профессиональным художником.

Андрей Дрозд – самый молодой участник группы, на момент создания объединения ему было всего 29 лет. Окончил Кемеровское художественное училище (1978-1982) и Харьковский художественно-промышленный институт (1982-1987). А с 2001 года преподает в Кемеровском государственном университете культуры и искусств.

Позже к четырем участникам присоединились еще художники, и группа разрослась до 13 человек. Как написали в журнале «Культурное наследие Сибири», для этих ребят было важно привнести что-то новое в изображение реального мира.
КАК БУНТАРИ ПРОТИВОСТОЯЛИ СОЮЗУ ХУДОЖНИКОВ, НО НЕ СИЛЬНО
ФОТО: ЖУРНАЛ «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СИБИРИ»
Мастера из Союза художников молодым бунтарям тоже препятствий, похоже, не чинили - у "Бедной Лизы" выставки проходили каждый год (первой стала «Метаморфозы» в 1990 году, а последней - выставка «Дежа вю» в 1999 году). О группе часто писали журналисты, они привлекали огромнейшее внимание зрителей.

В газете «Кузбасс» за 1993 год материал «Вновь «Бедная Лиза» автор И. Яковлев пишет о реакции зрителей: «Кому-то экспозиция безоговорочно нравилась, кто-то категорически ее отвергал».
В околохудожественной среде Кузбасса порой всплывает байка о том, что художники-бунтари из "Бедной Лизы" чуть ли не послали мастеров соцреализма из Союза художников и объявили им идеологическую войну. Но это миф.

На самом деле никто ни с кем не воевал, а, наоборот, все друг к другу относились более чем уважительно. На момент создания группы участники уже взрослыми людьми, а Юрий Юрасов буквально через несколько месяцев после появления "Бедной Лизы" сам стал членом Союза. А следом в Союз художников вошли и другие участники группы.

Так что назвать участников группы дерзкими - сложно. Андеграунд оказался не таким уж и андеграундным. И всё же в историю культуры Кузбасса художники из "Бедной Лизы" вошли именно как бунтари и "освободители". И заслужили горячую любовь и ненависть зрителей. Всё дело в том, что они открыли людям Кузбасса такое явление, как постмодернизм.
По сути, "Бедная Лиза" – это проявление культуры постмодернизма в кемеровском искусстве
Наталья Попова
Доцент кафедры культурологии, философии и искусствоведения в КемГИК
По словам искусствоведов, постмодернизм ­­– это авторская переработка и использование в творчестве уже существующих в культуре образов. По сути, это цитаты, из которых художник создает свое собственное произведение.

Художники «Бедной Лизы» получили академическое образование. Поэтому в основе их творчества была классическая школа и реализм. Но им захотелось заговорить по-своему. Каждый вырабатывал собственный неповторимый стиль.
Вытащили искусство прошлого в настоящее
Можно подумать, что участники группы пытались «снести» традиционные устои, но это не так. Они разрешили себе взять темы, которые их волновали. А это женщины, одиночество, сны, истоки человека и просто то, что, как оказалось, очень жаждал зритель. И художники просто взяли и вывернули это все наружу, как будто вскрыли что-то давно забытое. Хотя, так оно и было.

Но вдруг группа оживила кузбасского зрителя, ему вновь стала интересна абстракция, которая была почти забыта из-за соцреализма. "Бедная Лиза" вернула зрителю то, что создали еще 70 лет назад Казимир Малевич и Василий Кандинский. Которые были всемирно известными художниками и первопроходцами абстракционизма.

"Бедная Лиза" буквально откопала и вернула зрителям ту свободу и простоту форм, которая за годы, пока в искусстве СССР царил реализм, была основательно подзабыта.
Картины глазами искусствоведа
Участники «Бедной Лизы» привнесли право быть собой. Свободу творческого высказывания. Задор, долю хулиганства. Для художников 1990-х очень важно было настроить диалог со «своим» зрителем. Надо сказать, что они почти все были лирики. И часто в их работах можно было видеть любовь к недостижимому женскому идеалу, лирическое одиночество поэта (то есть творческого человека в целом) в обществе,
Наталья Попова, искусствовед
Юрий Юрасов, по словам искусствоведа, умело использует различные цитаты и аллюзии в своих картинах, поэтому зрители легко могут почувствовать авторскую иронию и сарказм. Например, есть у него картина, на которой нарисован тюремный забор и сидящая рядом собачонка. Название работы такое – «Сука на зоне» . Художник часто обращается к известным образам и отображает в своем творчестве. Например, на картине "Екатерина Ивановна" изображена швея, но колорит картины и стилистика отсылает к полотну Кузьмы Петрова-Водкина "Купание красного коня".
Юрий Белокриницкий очень внимателен к цвету и часто работает с фоном на своих картинах. По словам искусствоведа, художник часто пишет натюрморты. Белокриницкий вырос в деревне и чувство прекрасного у него тесно связано с природными образами. Например, в "Сентиментальных воспоминаниях" чувствуется легкость и воздушность в сочетании цветов. В "Красном натюрморте" гроздья рябины просто полыхают.
Сергей Червов - кузбасский художник, который придерживался эстетики минимализма. У него мало цвета, мало предметов на картинах, но очень много смысла. По словам искусствоведа, Сергей Червов в своих картинах часто отсылает зрителя к разным мотивам и даже культурам. Например, в картине "Ладья" зрители могут угадывать очертания образов как будто бы из Древнего Египта, а в пустынном пейзаже из серии "Призраки" к другим древним образам.
Александр Дрозд в своих картинах сталкивает два мира: повседневный и метафизический.
По словам искусствоведа, Александру Дрозду интересны истоки искусства Кузбасса. Поэтому он часто обращается к образам из первобытного искусства, например, во многих его картинах угадываются силуэты древних петроглифов из Томской Писаницы. В триптихе художник соединяет геометрические формы и упрощенные фигуры животных.
Фото: Ю. Юрьева
Областная массовая газета "Кузбасс", 8 июня 1993
Конец 90-х годов, просуществовав почти 10 лет, тихо и спокойно, объединение «Бедная Лиза» распалось. Без каких-либо скандалов. За это время художники стали известными профессионалами, "выросли" из своего бунтарства, и никто по жизни не потерялся. А в Кузбассе люди поняли, что искусство - это не всегда картины про уголь и шахтеров. Оно может быть смешным, милым и очень аллегоричным. Группа "Бедная Лиза" перестала существовать, но осталась в истории нашего региона.
Текст: Виталина Карманова
Фото: Музей ИЗО Кузбасса
© 2023