Было, есть и будет
Все привыкли видеть в церквях некий оплот стабильности и спокойствия. Трудно представить, что их история полна борьбы за выживание. Новокузнецкие церкви не остались в стороне. Много историй хранят сегодня их стены. Предлагаю сейчас поговорить о некоторых из них.
Религия, за нее убивали, стирали с лица земли целые города, калечили человеческие жизни.
И всё ради призрачной возможности спасти свою бессмертную душу. Человеку свойственно идти на малые жертвы ради больших возможностей. Чтобы сделать Бога осязаемее, религии возводили храмы – дома прародителей всего сущего, искренне веря, что именно там можно найти общий язык с отцом небесным и, возможно, самими собой. Тело планеты усеяно вздымающимися ввысь огромными соборами и небольшими церквушками. Покров неба царапают высокие кресты и позолоченные полумесяцы. Признаки религиозной принадлежности уже настолько внедрились в процесс эволюции человека, что перестали давно восприниматься как некий знак чистоты духовной, а стали, скорее, правилом хорошего тона. Поход в церковь на пасху — это как мытье рук перед едой, а цепочка для крестика должна быть как можно толще, чтобы красивее смотрелась на загорелой шее.
Для любого новокузнечанина слово «Церковь» автоматически ассоциируется с золотыми куполами Спасо-Преображенского собора – белого исполина вставшего на охрану душ кузнечан у подножия крепостной горы. Возведен он был в 1621 году. Тогда это было совершенно другое здание – деревянное, не до конца оборудованное, с шатровым завершением. Икон, колоколов и церковной утвари не хватало. Приходилось обходиться тем, что есть, и надеяться на милость божию. И, видимо, молитвы помогли, хотя скорее всего помощь была куда более приземленной – спустя два года после возведения храма в Кузнецк вернулись казаки, посланные воеводой Баскаковым. Они привезли щедрые дары для молодого храма и царские грамоты для самого воеводы. Так жители Кузнецка и получили свой первый, а в последствии и основной Божий дом.
Мирный сегодня Новокузнецк, привыкший в свой рутине доживать очередной, четвертый век в те времена можно сравнить с озорным, боевым мальчишкой, которому часто приходилось отбиваться от кочевников, а потом, выстояв, зализывать раны. Отбиваться от агрессоров помогали и монахи построенного в 1649-ом году мужского Христорождественского монастыря. Очередной такой набег вынудил Кузнецк расширить свои укрепленные границы, а вместе с ними увеличилось и население города. Стены послужившего уже Спасо-Преображенского собора перестали вмещать в себя всех жаждущих общения с Богом, поэтому встала необходимость обновить список религиозных объектов небольшого города, возведя в 1676 году новую церковь — Богородице-Одигитриевскую.
Восемнадцатый век для кузнецкого духовенства был временем перемен. Летом тридцать четвертого первый кузнецкий храм — Спасо-Преображенский постигло несчастье – пожар. Однако к зиме его уже полностью восстановили жители города, а в шестьдесят девятом закрыт Христорождественский монастырь. В то же время к нам пришло каменное строительство, и одним из первых зданий, которое приобрело своё новое лицо в камне, была Одигитриевская церковь. Крупную сумму на это строительство пожертвовал Иван Дмитриевич Муратов, который до конца свой жизни значился старостой храма. Муратов оставил после себя несколько сооружений, некоторые из которых до сих пор присутствуют на карте города, хотя сегодня вовсе не воспринимаются как памятники истории многими новокузнечанами. Вслед за Одигитриевской и восставший из пепла Спасо-Преображенский собор тоже решили обновить. Возведение шло сорок три года и было завершено лишь в 1835-ом. Такое затяжное строительство сказалось на стилистической целостности здания.
Третьим каменным храмом в Кузнецке стал Успенский. Место своё он нашел на территории городского кладбища в середине тридцатых годов девятнадцатого века. Сегодня там, где когда-то стояли могильные кресты и велись богослужения, располагается сад Алюминщиков.
Последние пятьдесят лет девятнадцатого века в центре внимания чаще всего находилась Одигитриевская церковь. В 1857-ом году в ней венчался с вдовой Исаевой Федор Михайлович Достоевский, а в девяносто восьмом после сильного восьмибалльного землетрясения больше всех пострадал именно этот храм. Конечно же, его восстановили, но не надолго. С приходом в город Партизан-роговцев в конце девятнадцатого года недавно отремонтированный храм был предан огню. Конечно, тогда страдали все храмы и религиозные сооружения по всей стране. Монахов убивали, церкви разрушали. У красных был свой Бог, и он не терпел присутствия на своей территории конкурентов. Одигитриевскую не стали перестраивать. Её остатки в 1929-ом году были разобраны на кирпичи, которые использовали для строительства промышленного гиганта того периода – Кузнецкого металлургического комбината. А на её месте сегодня стоит тюремный комплекс.
Более мягко обошлись коммунисты со Спасо-Преображенским собором. В двадцать втором году там был наведен относительный порядок и даже опять начали проходить службы. Но советская идеология навсегда изменила людей. Теперь все молились не Богу, а партии, и потому в тридцать четвертом по распоряжению властей храм закрывают и располагают внутри школу комбайнеров и хлебопекарню, а после и вовсе забрасывают. В таком состоянии собор простоял до середины восьмидесятых.
Сегодня храм восстановлен. Колокольный звон снова разносится по правому берегу Томи. И в какой-то степени можно сказать, что Бог вернулся уже в Новый Кузнец, однако сегодня новокузнечане уже сами способны выбирать, впускать ли его в свою душу. Для большинства религия – тысячелетняя мода, которой надо следовать, чтобы не выпадать из общества. Но среди этих тысяч людей найдется небольшая горстка тех, для которых Библия — это книга, в которой есть ответы на все вопросы.