
Год спустя: что изменилось в Кемерове после смертельной трагедии в трамвае №10
6 июня 2024 года в Кемерове столкнулись два трамвая №10. Около сотни человек получили травмы, а один пассажир скончался. Прошел год — что изменилось, насколько безопасны трамваи сейчас и на каком этапе следствие, читайте в материале Сибдепо.
Год назад, 6 июня, в Кемерове случилась трагедия, ставшая известной на всю страну. Трамвай №10 по каким-то причинам вышел из строя, и тормоза не сработали. В итоге вагон сильно набрал скорость на Логовом шоссе. На первом резком повороте все обошлось. Однако дальше трамвай так сильно разогнался, что слетел с рельс и врезался в попутный вагон.
Больше всего россиян потрясли видеоролики с камер наблюдения за дорогой и из кабины водителя. На кадрах двое человек вылетают из движущегося вагона прямо под машины, а молодая девушка-водитель, находясь в стрессовой ситуации, пытается использовать все тормоза, все оборудование, чтобы остановить движение, а позже — оказывается зажата в деформированной кабине.
Через год после инцидента важно остановиться, оглядеться и понять, как трагедия изменила жизни кемеровчан и наши трамваи. В конце концов, это может коснуться каждого.

Миллионы на ремонт трамваев, или что сейчас с их техническим состоянием
Сразу же после трагедии мэр Кемерова Дмитрий Анисимов подтвердил печальную правду – в городе изношенность трамвайного парка достигает 90%. Очень много «старичков». Окончание обновления всего транспорта данного вида запланировано к 2027 году.
Кемеровом проблема не ограничивается. Напомним, губернатор Илья Середюк сообщил о плачевной ситуации с транспортным парком и нехватке кадров во всем Кузбассе. Также глава области заверил: маршрут №10 будет активно ремонтироваться. Всего полная модернизация займет 1,5 — 2 года, а общая стоимость работ выйдет в 5,3 миллиона рублей.

Что касается Кемеровской электротранспортной компании, то, если судить по расходам – а это можно посмотреть у любой организации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, — после 6 июня 2024 года там начали приобретать кучу оборудования и расходных средств для ремонта различных трамвайных частей, включая пути.
«За прошедший год произведен выпуск 25 трамвайных вагонов, — рассказывает Сибдепо Максим Гончаренко, пресс-секретарь КЭТК – на сегодняшний день есть 47 вагонов. Может быть, 1-2 еще добавятся».
Также объяснили, что регулярно проводят проверку и обслуживание – ТО-1 и ТО-2. Первое более легкое и ежедневное, а второе реже, но глубже по объему и качеству работ.
«Есть еще «текущий ремонт» — это ремонт наиболее серьезный. Его проходят трамваи в порядке очереди. Каждый подход по четыре единицы. Это достаточно трудоемкий, небыстрый и финансово затратный процесс: надо все поднимать», — объясняют в КЭТК.
Кажется, жизнь кемеровских вагонов и их пассажиров меняется в лучшую сторону. Покажет время.

Потери, которые не починить
Было бы замечательно, если бы обыкновенный ремонт мог вернуть здоровье, нервы пострадавших, родственников и жизнь погибшего. К сожалению, предупредительные меры направлены в будущее, а прошлое не исправить.
В тот роковой день город будто сошел в ума — в больницы разом поступали десятки покалеченных людей, медики готовили дополнительные операционные. Кого-то из хирургов и медсестер даже вызывали с выходных на работу — лишь бы успеть помочь пациентам.
Столкновение было настолько страшным, что даже спустя год не все смогли справиться с последствиями пережитого. Читательница Сибдепо, пожелавшая остаться анонимной, поделилась, что катастрофически случайным образом в трамвае №10 оказался ее коллега. Мужчина получил множественные травмы, так и не восстановился до конца. Больше на работу вернуться не смог — инвалидность не позволяет. Наверняка, эта история не единственная.
Мы спросили представителей КЭТК о выплатах, которые положены пострадавшим в той жуткой аварии. В организации корреспонденту Сибдепо сообщили, что компания является законопослушной и готова выплачивать компенсации. Но о том, произошло ли это, умолчали:
«Кемеровская электротранспортная компания – законопослушная. Оформлены целых две страховки, регулирующие гражданскую ответственность организации. Нужно ждать официальное заключение следственного комитета Кузбасса».

А ещё очень многие переживали за 23-летнюю девушку-водителя трамвая. Людей тронула ее смелость, желание исправить ситуацию, когда вагон уже несется с невероятной скоростью. С места аварии молодую вагоновожатую в тот день увозили с тяжёлыми переломами.
«Прошла реабилитацию и лечение. Вышла на работу водителем. Сейчас, правда она не на линии, не управляет трамваем – по семейным обстоятельствам, так скажем», — объясняют в электротранспортной компании.
Тяжелый труд девушке пока противопоказан, и ее коллеги утверждают, что это связано с грядущими радостными событиями в ее семье.
«Да, иногда она выходила на больничный, брала лист нетрудоспособности. Абсолютно адекватный человек», — заключили в КЭТК.
Что происходит сейчас
За год в транспортной инфраструктуре все-таки произошли изменения, и не только с трамваями. По информации Администрации Правительства Кузбасса, до 2030 года планируют заменить около 900 единиц транспорта.
Ранее губернатор сообщал, что давно занимается вопросом транспорта, еще до трагического 6 июня. Всего в этом деле есть три этапа: автобусы (стояли в приоритете на очередь в починке, так как они самые популярные у кемеровчан), электрички и трамваи. Почти все автобусы на данный момент достаточно современные, комфортные и оборудованы всем необходимым для родителей с колясками и инвалидов.
Что касается трамваев, то с ними дела сложнее — происходит полная замена инфраструктуры:
«Это тяговые подстанции, в Кемерове их 16. Это контактная сеть (…), это опоры, на которых крепится контактная сеть. В части трамваев это ещё и полотно, это рельсы и соответствующая подушка, выполняемая особым образом», — сообщил Илья Середюк еще в далеком 2024 году.
После аварии сотрудники СК возбудили уголовные дела по нескольким статьям — ч. 2 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей), ч. 3 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), ст. 293 УК РФ (халатность). Тогда директора компании и выпустившего трамвай №10 мастера арестовали.
Корреспонденту Сибдепо в Следкоме Кузбасса сообщили, что дело находится в производстве, однако совсем скоро все решится. Уже в этом месяце опубликуют официальную информацию об уголовной ответственности: о том, кого именно она коснется и сколько всего на деле пострадавших. Правосудие окончательно восторжествует, когда суд вынесет приговоры. Но этот момент пока не настал. Остается только ждать.