Изучение истории области в вузах и школах может сократить отток молодёжи из Кузбасса
В учебных заведениях области введут курсы по истории региона.
В учебных заведениях Кузбасса запустят курсы по истории региона. Перспективы появления нового предмета в школах и вузах накануне обсудил губернатор Сергей Цивилев с представителями научного исторического сообщества области. Специалисты уже разрабатывают новый учебник для учащихся 5-11 классов.
Наступивший год для Кузбасса особенный. Регион отметит 300-летие с момента официального открытия залежей угля. Во время встречи Сергей Цивилев отметил, что представители исторического сообщества проделали большую работу по поиску и систематизации данных и документов, посвящённых развитию территории с момента открытия здесь залежей угля.
«Необходимо, чтобы эти сведения были доступны всем жителям Кузбасса. Изучение истории родного края должно быть массовым, начинаться в школе и продолжаться на уровне высшего образования», — цитирует слова губернатора Кузбасса сайт областной администрации.
По информации регионального министерства образования и науки, к началу нового учебного года будет готов интерактивный учебник по истории Кузбасса для учащихся 5-11 классов. Как отмечают специалисты, использование гиперссылок позволит изучить материалы архивов, библиотек, театров, музеев Кузбасса и иные электронные ресурсы региона. В учебнике будет не только хронологическое описание основных событий истории области, но и карты, архивные документы, данные об известных жителях, а также методические материалы, квесты и игры.
Мнение эксперта: это позволит сократить отток молодёжи
Корреспондент Сибдепо обратился за комментарием к Елене Макарчевой, преподавателю истории НФИ КемГУ, кандидату исторических наук. Она рассказала, что в начале 2000-х годов разрабатывался учебник по истории Новокузнецка. Он был однажды издан. В некоторых школьных библиотеках учебник хранится до сих пор. Потом в 2007 – 2008 году программы по региональному компоненту стали сворачиваться.
«Ситуация с изучением регионального краеведения плачевная. В настоящий момент у нас есть только курс истории Сибири для учителей истории. Что касается школ, то в некоторых краеведение ведётся в очень ограниченных масштабах. В некоторых не ведётся совсем, а часы отдаются просто на историю.
Изучение регионального краеведения, крайне необходимо. Позитивное отношение к Кузбассу должно закладываться со школьной скамьи. Количество абитуриентов, уезжающих из региона, растёт с каждым годом. Оно уже сейчас превышает 50%. Это прямое следствие, с моей точки зрения, отсутствия регионального компонента в образовании. Если школьники, а потом и студенты будут понимать, с чем связана история этого места, насколько оно значимо, насколько интересно и сколько в нём есть возможностей реализации себя, то это будет их по-другому ориентировать. И если мы хотим менять отношение молодого поколения к своему собственному месту жительства, а это самая серьёзная проблема на сегодняшний день, я думаю, что это решается вот с такого уровня 5 – 11 класс. В это время закладываются основы позитивного отношения к своей малой родине», — пояснила Елена Макарчева.
Она отметила, что отношение студентов меняется, когда они узнают о том или ином месте новые исторически важные подробности.
«Личностная, психологическая привязанность, это то, что называется любовью к своему месту жительства. Она формируется в школе. И её нельзя привить другими средствами, как через знание и интересное знакомство с историей, традициями, природой и особенностями места, в котором ты живёшь», — подчеркнула преподаватель истории.