Как мы путешествовали по Байкалу (продолжение)
Туристка Мария Громыко рассказывает, как один из участников группы по колено провалился под лёд.
День третий.
Утром нас «порадовала» испортившаяся погода. Дул сильный встречный ветер, который мешал нам, сдувал санки и закручивал постромки. Наш путь пролегал мимо скалы Шаманка, которую мы тщательно обследовали. Движение продолжалось. Лёд поглощал наши шипы и силы. Вообще проблема наличия и качественности шипов была насущной на протяжении всего похода. Путешественники боролись за каждый шип в своих ботинках.
В пути нам попалась еще не изученная скала, которая, как выяснилось, называется Лев. Два особо ретивых участника группы не поленились залезть наверх и обнаружили превеликое множество гнёзд чаек.
Мы придумали новую забаву – катание на льдинках. Было очень весело. К слову, скорость санок, образованных из самого льда, на льду оказалась большая. Все опять превратились в детей.
Наступил вечер. Мы остановились в бухте с пляжем из красного песка. Там нашли дом с электричеством и солью, которые нам были так нужны.
День четвертый.
Проснувшись наутро ближе к обеду, мы были поражены огромной группой, которая продвигалась мимо нас. Она вела активную деятельность в столь раннее для нас время. В группу входило 123 человека из Иркутска и близлежащих городов Сибири. Они передвигались на санках, коньках, квадроциклах, чем ещё более восхищали нас. Вся эта процессия двигалась мимо нас более 2 часов нескончаемым потоком.
Весь день состоял из долгих ветреных переходов, когда мы практически не видели земли и друг друга. Время подходило к вечеру, а обеда всё ещё не было. И наконец, уже окончательно устав и оголодав, мы дошли до мыса Будун, у которого среди торосов и просто гигантских глыб льда, спрятавшись от ветра, наконец-то пообедали. Этот мыс, по общему мнению, оказался самым красивым из увиденных нами. Там была просто масса живописных гроздей сосулек, свисавших со скал. Особенно нас поразила так называемая ледяная люстра, которая находилась в глубине пещеры. Она переливалась и играла красками, хоть и находилась, по сути, в темноте. После осмотра красот внизу скалы, последующий час мы провели в процессе восхождения и исследования самого мыса. Восторг от хождения по земле был неописуем. Можно было бегать, прыгать, лазить и не бояться поскользнуться. Нам стало уже не хватать этого простого ощущения твёрдой земли под ногами за это время. С высоты открывалось множество красивейших видов с массой смотровых площадок, по которым хотелось бродить беспрерывно или, наоборот, сесть и надолго задуматься о вечном, что мы и постарались сделать. Спустившись вниз и уже ни чего не ожидая от этого места, которое и так открыло нам множество красот, нам удалось увидеть ещё одну очень красивую пещеру. Осмотр продолжался, а красота перед нашим взором не заканчивалась. Ежедневно нас поражало разнообразие, прозрачность, замысловатость и неповторимая структура льда, простирающегося у нас под ногами. Мы то с интересом всматривались в узоры, рисуемые трещинками по льду под нашими ботинками, а то и вовсе припадали к нему вплотную, чтобы рассмотреть его структуру как бы изнутри.
Подойдя к месту нашей будущей стоянки, часть группы стала радостно кататься по зеркальной глади байкальского льда, а другая изучала окрестности береговой линии и скал, возвышающихся над нами.
Ночёвка базировалась на льду. Всё то время, пока мы спали, раздавался треск льда, который то убаюкивал, а то и пугал сонных обитателей лагеря. Особенно стоит отметить нашу необычную кухню, которая вся состояла изо льда и была похожа на дворец. Стены напоминали гигантские шарики мороженого, а в центре находился ледяной стол-диван. Костёр располагался на самом льду, который, вопреки нашим ожиданиям, не таял под горящими дровами и не проваливался под воду вместе с готовящийся едой. Конструкция костровища была так же причудлива и замысловата. Она состояла из санок, большой палки, подпёртой рычагом через сами санки и глыбу льда внизу. После этого ужина нам ничего не оставалось, как причислить сани к многофункциональным и жизненно необходимым вещам нашего обихода.
Ночёвка была холодной.
День пятый.
День выдался солнечный (наконец-то!). Впервые за весь поход мы напрямую столкнулись с обещанными и от того пугающими нас торосами. Скорость нашего передвижения резко упала. Санки при переходе через льдины переворачивались, постромки пытались оторваться и всё, казалось, мешало нам идти. Посредине пути мы наткнулись на удивительные нагромождения льда. А дальше начались приключения! Стоя на краю льда, можно было услышать гулкий и громкий треск льда, который доносился со всех сторон. Переходя через одну из, как нам казалось, неопасных трещин, вся группа услыхала леденящий душу крик руководителя. Дело в том, что один из участников группы, хоть и по колено, но провалился под лед. С этого момента всё только началось. Вытащив и выжав насухо, в прямом смысле слова, нашего пострадавшего, мы очень осторожно по уже казавшемуся нам хрупким льду двинулись дальше. Все эти события происходили около мыса Хобой, который и является крайней точкой острова Ольхон и местом выхода в Большое Море.
Преодолев опасный участок, мы расслабились и решили остановиться для обеда. Место для предстоящей трапезы было выбрано крайне «удачно». Огромная льдина, так привлекшая нас, своими формами напоминала обеденный стол, но находилась непосредственно над недавно замёрзшей трещиной, выглядевшей вполне безобидно. В результате мы лишились ещё двух сухих участников экспедиции. Но это нас не остановило и обед весело продолжился на том же месте, ни смотря ни на что.
Спустя некоторое время, нам встретились замечательные пещерные комнаты с прозрачным полом, позволяющим нам увидеть дно Байкала, который мы излазили полностью. Невдалеке, километрах в пятидесяти, виднелся полуостров Святой Нос. И мы все подумали, что когда-нибудь стоит попасть и туда.
Обогнув скалу, группа вышла в красивую бухту, где находилась деревня Узуры.
Дальше наш путь пролегал по суше. Привязав весь груз к рюкзакам и водрузив на себя, мы «взбежали» на один из холмов в глубине острова, где и была запланирована наша ночёвка.
Байкал больше не окружал нас повсеместно, как все предыдущие дни, но не уходил из наших мыслей. В этот вечер нас сильно порадовало большое количество дров. Ощущался резкий контраст нашего места пребывания по сравнению с иными стоянками. Вокруг был хвойный лес и под ногами трава и шишки. Сидя вечером у костра, некоторые участники придумали встать практически с рассветом, совершенно «случайно» разбудить весь лагерь и вернуться в Узуры, чтобы рассмотреть все достопримечательности, которые не успели рассмотреть вечером.
Информация предоставлена «Городским клубом Туристов». Продолжение следует…