Продукты питания были и есть главной темой для обсуждения. Накануне онлайн-журнал Сибдепо сообщал, что Кемеровостат проанализировал структуру потребительских расходов жителей региона. Согласно итогам первого квартала текущего года большую часть доходов кузбассовцы тратят на еду и безалкогольные напитки.
Эти данные подтверждают и результаты собственного опроса Сибдепо. 49,09% респондентов ответили, что больше всего тратят денег на продукты питания и ЖКУ. Ещё 25,45% — продукты, ЖКУ и проезд / бензин для личного автомобиля. На третьем месте 12,37%, которые уточнили, что большая часть дохода уходит на погашение кредитов.
Полные результаты смотрите на скриншоте результатов опроса. Он сделан на момент написания новости. Проследить за голосованием, а также поделиться своим мнением, можно по ссылке.
И если раньше, мы приобретали продукты в большинстве случаев на развес, то сейчас, с развитием системы самообслуживания, мы измеряем продукты не в килограммах, граммах и миллилитрах, а упаковками и бутылками. Этим и пользуются производители продуктов. Реальный вес упаковок сокращается практически везде: 950 гр., 800 гр., 727 гр., 450 гр., 0,6 л. или 0,9 л., 810 мл., 930 мл. – перечислять «оригинальный» вес можно бесконечно.
Чтобы убедиться в этом на деле, корреспондент Сибдепо отправился в один из популярных супермаркетов областного центра, чтобы проверить, как в одинаковых на вид упаковках оказывается разное количество продукта. А также узнать, совпадает ли заявленный на упаковке вес с количеством товара внутри. И попытался ответить на вечный вопрос: «Можно ли сэкономить при походе в магазин».
Уловки упаковки
Вот привычная упаковка спагетти. Она давно уже не имеет строгих стандартов по весу. На прилавках можно встретить пачки в 400, 450 и 500 гр. Даже взяв товар в руки, сложно заметить разницу. Нужно внимательно осмотреть упаковку, на ней производители честно указывают вес продукта.
Сравним не только вес, но и цены. Например, 450 гр продукта довольно известного производителя можно купить за 71 руб. 59 коп. Если имеется карта покупателя, то на кассе в ценнике увидим приятный бонус. Сумма покупки составит 67 руб. 99 коп.
Неожиданно внимание привлекает ярко красный ценник. Так, есть возможность сэкономить! Смотрим. Макароны той же группы «А», но другой компании можно приобрести дешевле, чем предыдущий вариант — 63 руб. 99 коп. А воспользовавшись «красным» предложением, цена становится ещё более привлекательной — 44 руб. 89 коп. Однако если посмотреть на вес, заявленный производителем, то увидим, что в упаковке только 400 гр.
После таких цен, стоимость макарон 92 руб. 62 коп., а по цене карты покупателя 87 руб. 99 коп. кажется заоблачной. Однако за эти деньги можно приобрести 500 гр. продукта.
Маркетинговые штучки и сколько мы за них переплачиваем?
Похожая ситуация с подсолнечным маслом. На прилавках можно найти огромное количество бутылок одинаковых на первый взгляд. Но если приглядеться внимательнее, то, как в популярной игре можно найти два, три, а, то и более, отличий. Главные из них – цена и объём.
На прилавках в изобилии подсолнечное масло с различными вкусовыми добавками. В бутылке может быть 790 мл, 810 мл, 1 литр, 2 и даже пять. Полноценный литр подсолнечного масла с добавлением оливкового можно купить в супермаркете Кемерова за 210 руб. 59 коп. При наличии карты покупателя цена уменьшится до 199 руб. 99 коп.
Практически такую же сумму можно отдать за 790 мл (727 гр.) масла с вкусовыми добавками – 203 руб. В день съёмки на продукт действовала огромная скидка. Товар можно было купить за 124 рубля с небольшим хвостиком. Ещё один вариант, предлагаемый в магазине, — это 810 мл подсолнечного масла с добавлением оливкового за 157 руб. или 149 руб. по карте покупателя.
А вот два литра обычного подсолнечного масла можно приобрести за 224 руб. 29 коп. Причём, стоимость товара, судя по ценнику, одинакова, как для держателей карт магазина, так и без таковых. Обычно для последних наблюдается увеличение стоимости товара. Если отбросить все изыски, то этот вариант и есть та самая экономия.
«Выпили или не долили, но деньги не вернули»
Во время похода в магазин мы не только анализировали стоимость, вес и объём продуктов. Мы пошли дальше и решили сделать контрольную закупку. В продуктовой корзине оказались идентичные продукты с одинаковым и не очень одинаковым ценником, а также весом. В редакции нас ждали обычные кухонные весы, которыми пользуются домохозяйки.
Первое, что мы купили, — это макароны. Выбрали товар двух разных производителей. В упаковках 450 и 500 гр. Отметим, что пачка весом 450 гр. досталась нам по красному ценнику. Её стоимость оказалась в 2,5 раза ниже, чем полкилограмма того же продукта, но другого производителя. Без скидки, по карте покупателя разница в 50 гр. обойдётся чуть более, чем плюс 18 руб.
Далее в нашу корзину отправился сахар. Кусковой и весовой в пачках. У разных производителей тоже наблюдается разброс в ценах. Так, 1 кг кускового сахара мы купили за 69 руб. Здесь нам опять повезло. Товар продавался по «красному» ценнику. Вторая пачка сахара в цене составила 89 руб. 99 коп.
Найти килограмм весового сахара в супермаркете не удалось. Пришлось довольствоваться 900-граммовым вариантом. Кстати, в цене он значительно превосходит своего кускового собрата. Даже товар одного и того же производителя обойдётся вашему бюджету дороже. Разница в цене составила от 20 до 60 с небольшим руб. За 900 гр. мы заплатили 109 руб. 99 коп. и 129 руб. 99 коп.
После этого, в нашей продуктовой корзине оказалось 2 кг муки. Обычной без излишеств. Один килограмм продукта мы купили за 52 руб. 98 коп. И ещё один, но другого производителя. В этом случае мы заплатили 41 руб. 99 коп. Наблюдаем разницу почти в 11 руб.
Молоко – продукт, который быстро исчезает с прилавков магазинов. Поэтому и здесь тоже наблюдаются гонки размеров. Уже несколько лет купить литр молока непросто. Сегодня производители измеряют напиток не только в миллилитрах, но и в граммах.
Добавляем в наш список покупок молоко объёмом 930 мл. (51 руб. 90 коп.), а также весом 1 400 гр. (91 руб. 19 коп.) и 900 гр. (55 руб. 50 коп.). Цены здесь соразмерны предлагаемому объёму. Две бутылки нам вновь достались по «красному» ценнику. Скидка на продукт составила около 10 руб. Однако там, где есть снижение цены, нужно держать ухо востро. В дальнейшем мы расскажем, почему.
А пока резюмируем итог покупки – брать большую тару молока невыгодно. За эти же деньги можно взять два пакета молока 900 гр или две бутылки объёмом 930 мл. Напитка получится гораздо больше, а сумма не пробьёт брешь в семейном кошельке.
«Однажды я купила молоко в бутылке, пришла домой, перелила в кувшин, а там только половина. Или в магазине выпили, или производители не долили, пошла разбираться, но деньги не вернули. Ни стыда ни совести, как обманывают людей в магазинах, как обманывают людей в магазинах», — проговорила пожилая женщина, наблюдая за тем, как я выбирала молоко.
Не менее популярными у жителей Кузбасса считается рис и гречневая крупа. Этот товар на прилавках региона представлен в изобилии. И тоже в самой разной весовой категории. Берём 900 гр. гречки за 99 руб. И получаем скидку по красному ценнику в 53 руб. А вот 800 гр. продукта от другого производителя нам досталось дороже – 104 руб. 99 коп.
Далее рис. Один продукт покупаем по акции – за 900 гр. платим красивую цену — 89 руб. 89 коп. Скидка чуть более 42 руб. И ещё одна пачка риса весом 800 гр. И вновь выходит дороже – 121 руб. 39 коп.
После осмотрим прилавок с солью. Тут уж фантазия производителей разыгралась не на шутку! Как и в случае с подсолнечным маслом, компании не только предлагают продукт разного веса. Производители не устают придумывать многочисленные улучшения, которые делают продукт дороже.
На прилавках можно встретить обычную, морскую, йодированную, крупную, мелкую, морскую с чесноком, а также травами и даже гималайскую розовую мелкую соль. Самый простой вариант – это соль Илецкая 1 кг. – 6 руб. 89 коп. К примеру, 500 гр. гималайской розовой соли стоит 94 руб. 99 коп. А далее уже ваш выбор – дёшево и сердито или дорого, но с изысками.
Осмотрев корзину, кажется, что в ней есть уже всё, что нужно для нашего эксперимента. Добавим, разве что чай. Берём две упаковки по 100 гр. К общей сумме нашего чека прибавляется ещё 131 руб. 39 коп. и 112 руб. 39 коп.
Какой вес скрывается за упаковкой?
Теперь переходим к главной нашей задаче – проверка заявленного производителем веса. Для этого нам потребуются все наши продукты, а также обычные кухонные весы и мерный стакан. Как можно увидеть на фото, продуктов, вес которых на 100% совпадает с заявленным на упаковке, очень мало. Небольшое уменьшение фиксируется практически везде.
Первым выливаем молоко с самым большим объёмом. Вместо 1 400 гр весы показали только 1 308 гр. Напомним, что это самое дорогое молоко, которое мы купили в супермаркете. Со скидкой его цена составила 91 руб. 19 коп. Без скидки продукт продают за 103 руб. 99 копеек. Несоответствие веса оказалось не единственным недостатком этого продукта. Польстившись на «красный» ценник нужно быть вдвойне внимательным: порой таким образом продают товар с истекающим сроком годности. С этим молоком как раз тот самый случай.
Далее проверяем молоко в пакете. Здесь вместо 900 гр видим 892 гр. Измерили мы молоко и в миллилитрах. Почти за 52 руб мы, по информации на этикетке, должны были купить 930 мл. продукта. А купили только 900 мл. Перелив содержимое бутылки в мерный стакан 250 мл, у нас получилось три полных стакана и четвёртый неполный – 150 мл.
Следом мы взвешиваем макароны. Из упаковки весом 500 гр. и 450 гр. на домашних весах получилось 499 и 445 соответственно. Рис 800 гр. и 900 гр. – 797 гр. и 897 гр. Удивила гречневая крупа! Если 900-граммовой пакет после взвешивания на домашних весах не дотянул всего лишь 5 гр. до заявленного, то 800-граммовый оказался на 7 гр. больше.
Из двух пачек 900-граммового сахара самый большой недовес (на весах получилось 888 гр.) в той пачке, которая дороже. Напомним, её стоимость без одной копейки составляет 130 руб. Стоит отметить, что в пачках кускового сахара недовеса практически нет. 994 и 996 гр вместо 1 килограмма.
Аналогичная ситуация с солью. В дешёвой пачке до килограмма не хватает только 3 гр. А вот крупной морской соли за 38 руб. вместо 600 гр. положили только 584 гр. Что касается муки, то после взвешивания на весах получились цифры — 993 гр. и 988 гр. В случае с чаем на весах, как в аптеке. Написал производитель на упаковке 100 гр. Столько же показали и весы.
Отметим, что товар с упаковкой мы тоже взвесили на весах. Практически во всех случаях он оказался больше заявленного. Что собственно и логично, так как вес тары на вес продуктов влиять не должен.
Потребители уверены, что меняя упаковку, продавцы продуктов питания вводят их в заблуждение. Именно с этой целью, по мнению 65% опрошенных, уменьшаются объёмы упаковок. Об этом свидетельствуют результаты исследования ВЦИОМ. Противоположная сторона, в свою очередь, отвечает, что изменение упаковки — это необходимость и шаг навстречу, поскольку покупатели всё чаще идут в магазин и пытаются экономить на покупках.
Отметим, что уменьшение веса или объёма продукта в упаковке без изменения цены называется термином «даунсайзинг». И он прочно вошёл в современную жизнь.
Вместе с тем, требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте регулируется ГОСТ 8.579-2002 ГСИ. Данный ГОСТ допускает расхождение в весе, но в рамках предельно допустимых цифр. Предельные отклонения устанавливаются в зависимости от общего веса — таблица «Пределы допускаемых отрицательных отклонений содержимого нетто от номинального количества». Там говорится, что при весе 500 гр — 1 000 гр. допустимо отклонение 15 гр. или мл. Всё, что свыше, — это нарушение. Или, например, при весе от 100 до 200 грамм допустимо отклонение 4,5%, то есть если вес 200 грамм, то максимальное отрицательное отклонение — 9 грамм. Если более – это тоже нарушение.