Кемеровский художник завершает инСТУЛяцию длиной в четыре месяца и 12 стульев
Для многих жителей областного центра уже стало привычным видеть на ступенях Кемеровского музея ИЗО художника, который расписывает здесь… стулья. И в дождь, и в небывалую для Сибири жару нынешнего лета. Надо ли говорить, что и сам Сер-йога Шалютин (таков творческий псевдоним мастера) стал отчасти арт-объектом.
Шутка ли: с 24 апреля с 9 утра и до 9 вечера, без выходных и перерывов на обед художник на глазах у всего города расписывает 12 стульев. Причем отсылки к роману Ильфа и Петрова тут ошибочны, а сам Сер-йога Шалютин называет всё происходящее арт-марафоном.
Арт-марафон получил название «Низкий поклон красоте».
И сейчас это проект уже двух авторов. Помимо Шалютина (проект «Вертикализация быта») к проекту присоединился художник Евгений Кулебакин (проект «Театральная площадь стульев»), который сейчас, параллельно с Сером-йогой, завершает пленэрный проект, включающий в себя 12 полотен с изображением Театральной площади областного центра (площадь перед Драмтеатром). При этом формат каждой работы равен общей площади росписи стула.
Нужно ли говорить, что в Кемерове такое происходит впервые. Но вот финал близок: 17 августа в 15.00 открывается выставка в музее ИЗО. И сейчас Шалютин завершает работу над последним, 12 стулом. О том, чем стал для него арт-марафон, и о своих ожиданиях Сер-йога Шалютин рассказал нашему корреспонденту.
— Сер-йога, выставка откроется уже 17-го числа. А что дальше?
— Есть планы, при наличии хорошего арт-менеджмента, поехать с проектом в 12 российских городов, где расписывать еще по 1 стулу в каждом городе, а затем — в 12 стран. Хотя, возможно, сразу имеет смысл начать с зарубежья. Всё зависит от многих факторов, в первую очередь экономического порядка. В идеале хотелось бы видеть проект в иностранной галерее, в Европе. А еще было бы лучше, если бы проект приобрел музей — наш ИЗО. И мы бы могли устраивать выставки уже от имени музея. От имени Кузбасса. Думаю, что такие проекты положительно повлияют на имидж региона.
11 стульев уже нашли свое место в музее ИЗО: вертикализация быта как она есть.
— А вы определились с минимальной суммой, за которую готовы отдать проект?
— Думаю, 2 миллиона рублей минимум. Объясню почему. Всё это время я в буквальном смысле слова живу в долг, так как всё время посвящаю проекту. Спасибо друзьям, которые не забывают. Спасибо близким, которые поддерживают. Но в любом случае долги нужно возвращать.
Около каждого стула — круглые палитры, на которых смешивались краски. А палитры берутся…
…из обычных виниловых пластинок. Причём выбор неслучайный: от классики до Андрея Миронова. «Тут всё имеет значение, — говорит художник. — Хотя многие уговаривали меня взять более попсовые варианты».
— Почти четыре месяца провести здесь — срок немалый. Перед вами проходит огромное количество людей. Наверное, это позволяет по-иному взглянуть на жизнь?
— Я вообще здесь нахожусь только для того, чтобы в жизни присутствовала красота. Конечно, что-то во мне поменялось. Сформулировать пока не могу, но… я бы сказал, что ощущаю проникновение среды в меня. И, если я не ошибаюсь, это проявляется даже не внешне, а внутри. Главное — это видеть Бога во всем.
— А было что-то, что неприятно поразило?
— Не то чтобы поразило — я был готов к этому. Просто еще раз убедился, что в России, как нигде в мире, люди равнодушны ко многим вещам. Вот ты делаешь что-то — и оказывается, что это нужно только тебе. Нет, так и должно быть — тебе это нужно в первую очередь. Но все же… наверное, это судьба. Недаром в переводе с санскрита «Россия» означает «Поле игры богов». У нас люди и должны, видимо, надевать броню. Здесь не бывает ничего легкого. Хотя от этого больно.