
Кровь, кладбища и садистский секс: что реально в Кузбассе вытворяли сатанисты*
На этой неделе Верховный суд РФ признал экстремистским «международное движение сатанистов» * и теперь в стране официально нельзя поклоняться дьяволу и продавать соответствующую символику. Кто такие сатанисты*, что они вытворяют, есть ли в Кузбассе, и почему их всё-таки решили запретить, Сибдепо рассказал известный историк и политолог, эксперт по противодействию экстремизму Вадим Шиллер.
Сотни убийств и кровавые ритуалы
Отчётливо требовать запрета сатанизма и сатанистов* в России представители церкви и общественники начали ещё весной прошлого года, во время громкого процесса над группой дьяволопоклонников, годами убивавших людей в тихих местах Ленобласти.
Хотя к тому времени уже и так стало ясно, что сатанисты* в России — это не просто безобидные чудаки в чёрном. «Тематические» книги культистов регулярно пополняли списки экстремисткой литературы в последние годы, а новости о многочисленных кровавых ритуальных убийствах не раз ужасали Россию за последние десятилетия.
Уже после вынесения решения Верховным судом один из экспертов-религиоведов, Роман Силантьев, сообщил журналистам, что за последние 30 лет сатанисты* в России совершили около 300 ритуальных убийств людей. В их числе серия кровавых расправ над подростками в Ярославле в конце 2000-х и напугавшее всю страну жестокое нападение на детский сад Нарьян-Мара. И это не считая «мелких пакостей» вроде убийства животных, вандализма на кладбищах и в храмах, осквернения трупов.
Историк и политолог Вадим Шиллер, преподаватель и директор координационного центра по формированию активной гражданской позиции в молодёжной среде, предотвращению межэтнических конфликтов, профилактики терроризма и идеологии экстремизма КемГУ уточняет, что самой «первой ласточкой» перед запретом сатанизма* стало в 2011 году решение Верховного Суда Мордовии о признании экстремистской религиозной группы «Благородный орден дьявола». В состав «ордена» входили старшеклассники и студенты, которые «развлекались» ритуалами, издевательствами и изнасилованиями.
«Движение сатанистов* неоднородно и включает в себя несколько течений, все эти течения объединяет откровенная ненависть к традиционным религиям и, в первую очередь, к христианству. Сатанисты всех мастей в той или иной степени нарушают российское антиэкстремистское законодательство, а течения дьявопоклонников периодические совершают преступления общеуголовной направленности, убивая в ритуальных целях людей и животных, а также совершая акты каннибализма», — отметил Вадим Шиллер.
Девочки-вампирши и осквернители могил
По словам Вадима Шиллера, мода на тёмные ритуалы в своё время не обошла стороной и Кузбасс. В 2010-х годах сатанисты* организовали «уютное» сообщество в областной столице — кемеровский гот-клуб, в котором состояло около сотни человек.
Как отмечает эксперт, в то время в России развивались два направления готической субкультуры — тру-готы и маргинальные. Субкультура «трушников» складывалась в Петербурге, в окружении меланхоличных пейзажей, старинных зданий и архитектуры модерна. В основном, это были милые девочки и загадочные мальчики, которые подбирали себе наряды в викторианском стиле, читали Бодлера и красиво фотографировались в антураже декаданса. «Маргинальные» же готы, порождение глубоких провинций, в основном развлекались суровей — пьянки, походы на кладбище, вандализм и насилие. Кемеровские готы там образом докатились до сатанизма*. Впрочем, до ритуальных убийств дело всё же не дошло.
«В этой среде ритуальных убийств не практиковалось, но фиксировались отдельные акты вандализма на кладбищах, куда представители этой субкультуры ходили с завидным постоянством для того, чтобы фотографироваться на фоне памятников и осквернять могилы. Несколько участников этого объединения привлекались к административной ответственности по статье 20.3 КоАП за публичное демонстрирование нацистской атрибутики и символики», — уточнил Вадим Шиллер.
Группа кемеровских готов была, как вспоминает эксперт, в основном, девичьей, состояла из студентов-гуманитариев и представителей творческих профессий. Они увлекались идеями Антона Ла Вея и были буквально зациклены на попытках показать собственную исключительность. Парней там было всего несколько, в основном, они развлекались осквернением могил — портили захоронения, ломали и переворачивали надгробные кресты, фотографировались потом на фоне своего «творчества». Девочки-студентки примеривали на себя амплуа вампирш, создавали лесби-пары**, резали себя на запястьях, животе и пили кровь.
По словам Вадима Шиллера, сейчас, спустя 10-15 лет, те самые готы выросли, успокоились, повыходили замуж и женились, состоялись в профессии и растят детей. Никто из бывших кемеровских сатанистов* в последнее время не замечали на кладбищах с кошкой в руках. И «козой» на корпоративах они тоже не светят.
Впрочем, для нескольких членов гот-клуба походы на кладбище и кровавые ритуалы не прошли даром. Психика оказалась травмирована настолько сильно, что люди до сих пор состоят на учёте у психиатра и регулярно лечатся, чтобы хотя бы поддерживать видимость нормальности.
Сатанисты*, по данным Вадима Шиллера, в Кузбассе всё же не перевелись, но встречаются в единичных случаях, обычно им по 14-16 лет и они весьма приблизительно представляют себе, что такое сатанизм* и его идеи.
А если без убийств?
А, собственно, что такое сатанизм* и каковы его настоящие идеи? Как считает Вадим Шиллер, ответ на этот вопрос будет непростым, потому что поклонение злу в современном в мире приобрело настолько разнообразные формы, что различные течения порой даже совсем не похожи друг на друга.
Так, только по официальной классификации, отмечает эксперт, к сатанистам* относятся антихристане или дьявопоклонники — это физически опасные фанатики, практикующие вандализм, издевательство над животным и совершение человеческих жертвоприношений.
Очень близки к ним сатанисты*-любители — различные молодежные объединения и группировки, слушающие «сатанинскую*» музыку, использующие атрибутику и символику сатанистов* и периодически практикующие «черные мессы» с жертвоприношениями.
В мире есть ещё религиозные сатанисты или адепты храма Сета (храма зла)* – поклонники древнеегипетского злого бога Сета, ортодоксальные сатанисты*, практикующие медитацию и совершающие ритуалы и обряды без жертвоприношений.
Самые известные сейчас, и, внешне, почти «беззубые» — представители церкви сатаны*, последователи Антона Шандора Ла Вея – основателя церкви сатаны* в США, пропагандирующей идеи крайнего эгоизма и максимального гедонизма.
По словам Вадима Шиллера, со стороны идеи Ла Вея не сильно отличаются от того, что будет внушать вам какой-нибудь современный заштатный бизнес-коуч. Но в реальности они способны сильно попортить психику, а людей с психопатическими наклонностями — даже толкнуть на нарушение закона.
«В этом течении утверждается, что единственный любимый человек в мире должен быть тот, которого ты каждый день видишь в зеркале. И именно ему должно быть предоставлено самое лучшее, любой вид удовольствия, добытый любым способом. Идеи любви к кому-либо, заботы, дружбы, наставничества, милосердия, самоотверженности попросту отрицаются. Зато приветствуется агрессия в достижении своих целей, максимальное потребительство и гедонизм. И в русло этой философии отлично ложится что угодно, от простой рекламной кампании, до серьёзных преступлений, она отлично уживается с идеями нацизма и ЛГБТ**», — отметил Вадим Шиллер.
При этом, как отмечает эксперт, общая идея противопоставления всему доброму, что есть в мире, характерна для всех течений сатанизма*, и порой принимает самые причудливые формы. По словам Вадима Шиллера, несколько лет назад некоторые из руководителей «групп смерти» в соцсетях всерьёз уговаривали детей совершить суицид в качестве осквернения великого дара жизни, полученного от Бога. И таким способом заключить договор с Сатаной.
Зачем запреты?
По словам Вадима Шиллера, чаще всего сатанистами* становятся неуверенные в себе подростки, которые любым способом пытаются выделиться, укрепить свой авторитет в группе единомышленников. Или внутренне отчаянно бунтуют против родителей и общества. И они идут по пути наименьшего сопротивления: перевернуть надгробие на кладбище и прослыть крутым всё же проще, чем дать отпор «гопникам» или «подкатить» к первой красавице класса.
Беды же начинаются, когда такой подросток нездоров, и идеи сатанизма* накладываются и развивают уже имеющиеся психические проблемы. Как отмечает Вадим Шиллер, у большинства людей, которые совершали жестокие ритуальные убийства в России, впоследствии диагностировали реальные психические заболевания. А невовремя повернувшаяся под руку книга и идея стала «спичкой» которая зажгла уже готовый костёр. И сейчас законодатели убрали эти «спички» подальше.
Как отмечает эксперт, совсем недавно книги Ла Вея, любую атрибутику и даже ингредиенты для ритуалов можно было без проблем отыскать в Сети. И запрет на сатанизм* вместе с ограничениями доступа к соответствующей литературе и «мерчу» благотворно скажутся на обществе — культистов должно стать меньше.
*организация «международное движение сатанистов» признана экстремистской и запрещена на территории РФ.
**организация «международное общественное движение ЛГБТ» признана экстремистской и запрещена на территории РФ.