Уникальные творения русских художников привезли в Кузбасс
В Музей изобразительных искусств Кузбасса из московского музея Востока привезли подлинную коллекцию знаменитых российских художников Николая Рериха и его младшего сына Святослава. В культурный ковчег погрузился корреспондент Сибдепо Елизавета Титоренко.
В Кузбасс на выставку «Ковчег будущего» из Государственного музея Востока привезли 94 подлинных произведения Николая и Святослава Рерихов. Некоторые из картин впервые покинули хранилище московского музея.

"Холодный творец"

Николай Константинович Рерих родился в известной семье нотариуса. С ранних лет увлекался живописью, археологией и историей, но, по настоянию отца, пошел учиться на юридический факультет Петербургского университета. Однако одновременно с обучением юриспруденции начал совмещать занятия в Императорской академии художеств. Учителем и наставником Николая Рериха был Архип Куинджи – знаменитый мастер романтического пейзажа, умело сочетавший цвета и краски в своих картинах
Серия "Гималаи"
««Архип Куинджи показал Николаю свое видение горного пейзажа, ярких цветовых решений, а также научил его пониманию природы»
Алена Синцова, искусствовед кузбасского музея ИЗО
Среди ценителей творчества Рериха, его называют «холодным творцом» из-за бесконечной любви к холодным оттенкам красок в своих произведениях - фиолетовый, синий, голубой, сиреневый, холодный розовый, зеленый, контрастный желтый.

Николай Рерих стал культурологическим феноменом благодаря необычному мировоззрению, которое вырабатывалось у него с годами.

Творец увлекался культурой Древней Руси. Также его интересовала православная иконография и традиции старообрядчества. Кроме того, художник изучал славянские миры, китайскую философию и индуизм. Все эти культурные феномены помещаются в пространство Тибета, зачастую смешивая их, Николай Константинович создавал тем самым визуальные и смысловые образы.

Серию «Гималаи» Николай Рерих писал с натуры во время своих путешествий в эти величественные горы с 1929 по 1946 годы. Часть из своих эскизов он дописывал в мастерской, превращая их в очередной шедевр. Всего в "коллекции" творца более 7 тысяч произведений искусства, которые хранятся в известных галереях мира.

Например работа «Лао-Цзы» - великого древнекитайского философа, которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин». Художник представил в соответствии с традиционно принятой китайской иконографией в образе лысого бородатого старца, отправившегося верхом на быке в последнее путешествие на Запад. В левой руке у него свиток его знаменитого трактата. Рерих поместил Лао-Цзы не на пути к горам, а уже где-то глубоко к краю вершин. Философ полностью погружен в себя, в тот внутренний космос, который распахивается лишь истинно просветленному мудрецу», - уточнила искусствовед Алена Синцова.
На картине «Ведущая» художник изобразил женщину в белых одеждах. Она поднимается вверх по горной тропе. За ней, держась за край ее длинного одеяния, продвигается мужчина.

Николай Рерих так объяснял смысл картины: «Мне хотелось в картине "Ведущая" дать светлый облик женщины, ведущей искателя подвига к сияющим вершинам…» Эту картину, как и многие другие, Николай Константинович посвятил своей жене - Елене Ивановне Рерих, разделившей с ним все трудности и радости жизни.Она явилась конкретным воплощением высокого предназначения женщины.

Всматриваясь в картины Николая Рериха, мы будто видим сакральное пространство древне-русской культуры, протянувшееся до Гималайских обителей.

Данная тема в живописи выступает мотивом всего творчества Рериха. В музее представлены известные произведения, посвященные русской тематике: «Идолы» (1902), «Могила великанова» (1915), Столпник» (1917), «Святой Никола» (1920), «Книга Голубиная» (1922).
После революции 1917 года Николай Рерих вместе с семье покидает Россию и переезжает сначала в Европу. А затем его второй Родиной стала Индия. Именно там началась подготовка к самой важной экспедиции в его жизни – исследовать труднодоступные места Центральной Азии и найти мифическую страну Шамбалу. Это была крупнейшая экспедиция XX века.

Стоит заметить, что в картинах Рериха присутствует символ «пакта Рериха» - триединство. Документ подписали представители 21 страны в 1935 году. Пакт символизирует неприкосновенность к культурному наследию в мирное и военное время.
«Он часто в своих экспедициях видел этот древнейший символ. Он имеет множество интерпретаций. По словам Николая Рериха этот знак олицетворяет прошлое, настоящее и будущее, объединенные кругом Вечности», - уточнила искусствовед Алена Синцова.
Обосновавшись в Индии, Николай Константинович продолжает русскую тему в живописи. Художник продолжает писать библейские сюжеты и образы Древней Руси на момент Великой Отечественной войны.

Кроме того, творец переносит образы Древней Руси в окружение Гималаев. Он воспринимает величие Гималайских гор, как символ человеческого духа. Горы трансформируются в образы русских героев.

В залах выставки находятся знаменитые шедевры Николая Рериха, среди которых – «Чудо» (1923), «Свет Небесный» (1931), «Чинтамани» (1936), «Ярослав Мудрый» (1842), «Тангла. Песнь о Шамбале» (1943), «Вестник» (1946), «Клад захороненный» (1947) и десятки работ из обширной серии «Гималаи».

«Творец с любовью и теплотой»

Младший сын Николая Рериха - Святослав, пошел по стопам знаменитого отца. Он родился в Петербурге, но после революции вместе с семьей уехал из страны и своей второй Родиной считал Индию. Именно этой стране и ее жителям Святослав подарил всю свою любовь.

Стили отца и сына похожи своими красками, образами, однако в своих работах Святослав подчеркивает постоянную динамику и яркую сторону жизни.

Произведения Николая Рериха, в которых отобразились представления о культурном единстве России и Индии в древности, органично дополняет творчество Святослава Рериха. Благодаря своему собственному стилю, он запечатлел на холстах любовь человека к жизни и труду, добро, религиозность – качества, которые извечно присутствуют в индийской культуре. В картинах, посвященных быту индийской деревни, жанровые сценки наполнены глубоким философским звучанием. На выставке экспонируются произведения Святослава Рериха «Моя маленькая сестра» (1938), «Друзья» (1953), «Канченджанга» (1955), «Весна» (1961), «Мы тоже ищем» (1963), «Столько нужно рассказать» (1964), «Священная флейта» (1968).

Одно из самых ярких дарований Святослава Рериха - портретное искусство. Вышедшие из-под его кисти полотна — изящны и лаконичны. Каждом портрете точно передан духовно-эмоциональный образ человека. На выставке представлен автопортрет самого художника, портреты отца и матери, изображения жителей Индии. Радужные краски на картинах художника – это гимн неизбывной радости и вечной жизни.
Кроме самих полотен, представлены интерактивные зоны с работами Николая Рериха. Также можно увидеть фотохронику всех четырех членов семьи.
Представители музея изобразительных искусств Кузбасса и Государственного музея Востока заключили соглашение о сотрудничестве. Благодаря такому документу, сотрудники кузбасского музея и музея Москвы будут обмениваться информацией в области культуры, истории и музейного дела.
Выставка «Ковчег будущего» продлится до 8 сентября 2024 года.
Текст и фото: Елизавета Титоренко
© 2024