×

Кузбассовцы прошли курсы финансовой самообороны

Кузбассовцы приняли участие в «Марафоне финансовой самообороны». Корреспондент Сибдепо побывал на центральном мероприятии — открытом уроке по финансовой грамотности.

Открытый урок по финансовой грамотности проходил в КемГУ. Помимо студентов, ветеранов, представителей различных организаций, СМИ и блогеров, которые присутствовали на месте, мероприятие могли посмотреть зрители в прямом эфире.

 

«Мы в Кузбассе ведем комплексную работу по противодействию кибермошенникам, у нас создан оперативный штаб, который в круглосуточном режиме занимается выработкой наиболее действенных способов прекратить отток средств наших жителей преступникам. В этом плане важно проводить информационную работу с жителями, научить их распознавать опасные ситуации и объяснять, как себя вести. Также людям необходимо внимательно относиться к своим родственникам, чтобы вместе противостоять этой угрозе», — сказал губернатор Сергей Цивилев.

 

Заместитель председателя Правительства Кузбасса по вопросам образования, науки и молодежной политики Антон Пятовский в приветственном слове сказал, что телефонные мошенники работают на вражеские силы и переведённые мошенникам деньги пойдут на оснащение террористических формирований, с которыми борется Россия.

«Это всё нужно перевести в одну понятную категорию: средняя стоимость дрона-камикадзе — 50 тысяч рублей. Ты перечислил (…) миллион рублей — ты купил 200 дронов-камикадзе, которые полетят в наших с вами бойцов, которые полетят в мирных жителей Горловки, за которую мы отвечаем, Белгорода, которые будут совершать террористические акты на нашей территории», — сказал Пятовский.

 

Директор Регионального координационного центр Кузбасса Александр Малов рассказал, что новые мошеннические схемы появляются и совершенствуются еженедельно. Придумывают их настоящие профессионалы, а жертвами, вопреки заблуждению, становятся не только пожилые люди. Так, Малов привёл таблицу с описанием «среднего» обманутого мошенниками кузбассовца.

57% обманутых кузбассовцев – женщины. Средний возраст составляет 47 лет. 69% работающих, почти 60% жертв – работники крупных промышленных предприятий. Чуть больше половины всех преступлений произошли в мессенджерах.

 

Малов призвал кузбассовцев никогда и никому не сообщать любые коды, которые приходят на телефон, а на сайт Госуслуг лучше всего заходить с официального приложения. Мошенники уже давно придумали фишинговые сайты-клоны с похожими адресами, невнимательный человек может подумать, что он попал на сайт Госуслуг, попытается авторизоваться, но вместо этого подарит логин и пароль злоумышленникам.

Выступал и заместитель начальника Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Кемеровской области Максим Кондратьев. Его рекомендации были просты и логичны: если вам звонит неизвестный и представляется сотрудником банка, нужно немедленно положить трубку и позвонить на горячую линию своего банка, где вам всё объяснят. Если же мошенники действуют по схеме «родственник в беде», нужно также прекратить разговор и перезвонить тому человеку, от имени которого вам только что звонили.

 

 

Также Кондратьев поделился статистикой. Исходя из неё, становится виден и масштаб проблемы. В России за 2023 год было зарегистрировано почти 677 IT-хищений, которые принесли ущерб в 156 миллиардов рублей. 2,6 млрд рублей перевели мошенникам кузбассовцы. В первом квартале этого года жители региона перевели злоумышленникам более 500 миллионов рублей.

Ольга Сычёва-Передеро, руководитель Регионального центра финансовой грамотности Кузбасса, в своём выступлении сказала, что все мошеннические схемы построены на низком уровне финансовой грамотности жителей. Она отметила, что многие жертвы мошенников верят, будто общаются с представителем Центробанка.

«Сотрудники Центробанка никогда не будут общаться по телефону с физическими лицами, это не в их компетенции. Центробанк – это регулятор. С физическими лицами общаются представители коммерческих банков, а не Центробанк», — подчеркнула она.

Ольга Сычёва-Передеро также уточнила, что никто и никогда не будет общаться с физлицами от имени Госуслуг.

Между тем, руководитель центра финансовой грамотности посетовала, что даже во время встреч на тему борьбы с мошенничеством люди невнимательно слушают. Она привела пример, как во время одной из таких лекций, пока слушателям рассказывали о безопасности, одна из женщин в аудитории переписывалась с мошенниками, которые развели её на деньги.

«И она бледная одна осталась сидеть. Потом подходит и спрашивает, что ей делать теперь?», — привела пример спикер.

Медицинский психолог Кузбасского центра медицины катастроф Светлана Кондратова рассказала присутствующим, что есть несколько признаков, которые помогут понять, что ваш близкий человек может быть уже на крючке у мошенников. Среди них: замкнутость ранее общительного человека, странные вопросы про банки, полицию или иные правоохранительные органы.

Также Кондратова порекомендовала поговорить с близкими и придумать какие-нибудь кодовые слова. Это нужно, чтобы в случае подозрений и в экстренных ситуациях убедиться, что вы действительно говорите по телефону с членом семьи, а не с мошенником. Верно и обратное — мошенник не может знать кодового слова или фразы, чем выдаст себя.

Текст: Никита Рябов.
Фото: АПК, Сибдепо
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp