Лидеры национальных диаспор Кузбасса обсудили с УФМС обучение русскому языку
Управление Федеральной миграционной службы по Кемеровской области предложило представителям национальных диаспор и студентам вузов совместно обсудить ряд важных вопросов. Основной темой диалога стала адаптация мигрантов в русскоязычной среде и как один из ее аспектов — обучение русскому языку детей-мигрантов.
Как сообщает областное УФМС, на встречу была приглашена директор Кемеровской православной гимназии (Кузбасская митрополия) Татьяна Смольянинова, с которой представители миграционной службы Кузбасса согласовали вопрос об организации курсов по изучению русского языка и литературы на базе гимназии именно для данной категории детей.
Для обсуждения вопросов, помимо начальников отделов УФМС России по Кемеровской области (иммиграционного контроля, по вопросам трудовой миграции, виз и регистрации иностранных граждан, по вопросам гражданства), были приглашены лидеры национальных общественных объединений и организаций со всей области: Таджикский национальный культурный центр «Авиценна» (г. Кемерово), общественная организация «Русско-таджикская дружба» (г. Кемерово), общественная организация «Единство таджикского народа» (г. Кемерово), азербайджанская община «Гуманизм» (г. Прокопьевск), региональное отделение «Союз армян России», религиозная организация мусульман «Абу Рахмон» (г. Новокузнецк) и другие общественные организации, а также студенты-выходцы из стран СНГ, обучающиеся в Кемеровском государственном университете.
Специалисты миграционной службы рассказали собравшимся о своих планах на предстоящий период и ответили на вопросы, возникшие у представителей национальных диаспор и студентов.
Разумеется, вопросы не ограничивались только рамками данной тематики. На обсуждение выносились вопросы законности пребывания иностранных граждан на российской территории и о том, какую роль могут сыграть общественные объединения в процессе проведения разъяснительной работы с мигрантами, прежде всего трудовыми, и какая помощь требуется со стороны национальных объединений в решении этих вопросов. Однако к основной теме обучения как детей, так и взрослых возвращались неоднократно. Стороны сходились и расходились во мнениях относительно процесса и предмета обучения.
Особенно бурным оказалось обсуждение нововведений в части сдачи иностранными гражданами экзамена по русскому языку, литературе и истории России, который станет обязательным со следующего года. Так, представитель азербайджанской диаспоры предложил исключить из экзамена «Историю России», полагая, что упор должен делаться только на знание русского языка.
Сам процесс обучения вызвал несколько разногласий среди представителей иностранных граждан. Если один из них предлагал сделать его совместным, независимо от возраста «учеников», то другой предложил «раздельное» обучение, с учетом возрастных категорий.
В свою очередь, представители миграционной службы области порекомендовали иностранным гостям обратиться в муниципальные отделы образования с предложениями по организации образовательных курсов, как для самих мигрантов, так и для их детей. А миграционная служба пообещала оказать содействие в решении этого вопроса.
Свои мнения по поводу организации процесса обучения высказывала и студенческая молодежь. Так, студент юридического факультета КемГУ предложил лидерам диаспор проработать вопрос по организации процесса обучения мигрантов непосредственно в стране проживания, чтобы в дальнейшем, после пересечения границы и при устройстве на работу на российской территории, не возникало проблем по причине незнания языка и отсутствия элементарных законов и правил. По его мнению, сам работодатель должен быть заинтересован в обучении своих работников так же, как в обеспечении их безопасности.
Сотрудники миграционной службы, в свою очередь, рассказали о порядке оформления документов, пути получения гражданства Российской Федерации, в том числе и по региональной программе оказания содействия соотечественникам, а также предложили свою помощь в процессе организации курсов обучения русскому языку.