«Мобильные» мошенники в 2015 году обокрали кузбассовцев на 3,4 млн рублей
За аналогичный период 2014 года сумма мошенничеств с использованием мобильного банка составляла всего 703 тыс. рублей.
В ГУ МВД по Кемеровской области состоялся брифинг на тему мошенничества в Кузбассе, в частности, с использованием телефона и услуги «мобильного банка».
Всего за первые месяцы текущего года количество обращений в полицию от обманутых граждан составило более 500 случаев, что почти в два раза по сравнению с прошлым годом. Из них раскрыто уже 10 преступлений, ещё 5 находятся на различной стадии раскрытия. Для сравнения, за первое полугодие 2014 года удалось поймать лишь 7 мошенников.
Увеличение случаев обмана граждан и общей суммы преступного обогащения связано, прежде всего, с развитием системы безналичных платежей. Мобильные платежи, онлайн-банкинг, электронные кошельки и возрастающее удобство использования пластиковых карт создают благодатное поле для деятельности нечестных на руку граждан. Пластиковыми картами с возможностью подключить онлайн-банк стало пользоваться всё больше пенсионеров, однако они мало информированы обо всех возможностях. Доверчивостью пожилых людей и пользуются мошенники.
«Пластиковая карта — это точно такое же хранилище денег, как и обычный кошелёк. Мы призываем соответствующе относиться граждан к пластиковым картам, точно так же ни в коем случае не передавая ни её, ни конфиденциальные данные о ней третьим лицам», — сказал Алексей Филичкин, временно исполняющий обязанности начальника полиции ГУ МВД по Кемеровской области.
На фоне роста количества преступлений, связанных с пластиковыми картами и мобильным телефоном, случаи обмана доверчивых кузбассовцев на улицах цыганами и мошенничество на дому (продажа техники и посуды по заведомо завышенным ценам) держатся на одном уровне.
Самый распространённый сценарий обмана — звонок на сотовый телефон продавцу того или иного товара с просьбой подойти к банкомату и получить оплату на карту. Злоумышленник находит продавцов на сайтах объявлений, звонит, соглашается на покупку, сообщает, что находится в другом городе, но уже собирается приехать и готов оплатить покупку через мобильный банк. Для этого жертве предлагается пройти к банкомату (чеще всего — Сбербанка) и провести некоторые манипуляции с картой. Окрылённая скорой продажей жертва выполняет команды у банкомата, незаметно для себя подключая к своей карте чужой мобильный телефон для онлайн-банкинга. Мошенник после этого прекращает общение с продавцом и переводит деньги с его карты на свои подставные или на счёт QIWI-кошелька.
Сложность поиска и поимки мобильных мошенников состоит в том, что звонки гражданам поступают с подставных номеров sim-карт и сотовых телефонов, чаще всего звонки совершаются из других городов и даже стран. В некоторых случаях мошенники представляются представителями госструктур, сотрудниками анка, присылают смс о якобы блокировки карты и просят перезвонить на указанный в сообщении номер, а после звонка гражданина проворачивают схему с банкоматом и подключением мобильного банка.
В связи с этим полиция предостерегает кузбассовцев от мошенничеств, связанных с электронными деньгами и смс-мошенничествами.
«Бдительность – это единственный способ не стать жертвой мошенника. Мы разрабатываем программы по предостережению населения Кемеровской области от обмана в сфере электронных денежных переводов, готовим к распространению плакаты о том, как не стать жертвой преступления, планируем начать работу с кузбасскими банками – они тоже должны быть заинтересованы в распространении информации, которая может уберечь их клиентов от злоумышленников», — подытожил Игорь Ситдиков, заместитель начальника информации и общественных связей ГУ МВД по Кемеровской области.
Фото: google.images.