×

«Мы работали на Бродвее». Интервью с режиссёром театра кукол в Новокузнецке

Юрий Самойлов является ступенькой для новокузнецких ребят в мир большого театра.

«Я тогда просто растерялся»

Юрий Самойлов – главный режиссер новокузнецкого театр кукол «Сказ», в котором бессменно работает с 1994 года. Один из известных проектов Самойлова – «Кукла лечит», поддержанный Владимиром Машковым, судьба которого также связана со «Сказом»: его отец Лев Машков служил здесь актером, а мать, Наталья Никифорова, главным режиссером в 1970-е.

Сегодня театр кукол «Сказ» — не только сугубо развлекательное учреждение. Здесь придумали и с 2011 года реализуют проект «Кукла лечит», направленный на работу с детьми с ОВЗ,

В 2018 году Машков на встрече президента Владимира Путина с доверенными лицами рассказал историю из жизни, которая повлияла на возникновение проекта «Кукла лечит».  В семилетнем возрасте после нескольких месяцев на больничной койке, он в прямом смысле слова разучился ходить. Мама принесла марионетку Буратино из театра кукол, и вместе с ней Володя учился ходить заново.

«Прошло много лет, и в моём родном Новокузнецке я с актёрами театра кукол, педагогами, психологами попытался сделать эту программу «Кукла лечит», чтобы помочь детям с ограниченными возможностями, но с безграничными способностями. Мы собрали этих ребят», — рассказал Машков.

Сегодня актеры театра проводят занятия со слабослышащими и слабовидящими детьми, а также детьми, имеющими диагноз ДЦП, помогая развивать моторику, двигательный аппарат. Дети изучают основы кукловождения и сами изготавливают куклы из папье-маше.

— Занятия ведет актриса театра кукол Романова Галина Ивановна и я¸- говорит Юрий Самойлов. — Те, с кем мы работаем, сами выбирают сказку, которую хотят поставить, затем мы делаем рекогносцировку и постановку спектакля. Две группы мы уже выпустили, сейчас работаем с третьей. Два года назад мы выезжали даже на международный фестиваль «КУКАРТ» в Санкт-Петербург, нашим артистам долго аплодировали!»

Сейчас в театре набрана одна детская группа, но в планах сформировать еще две. Кроме того, театр работает и с группой взрослых с ОВЗ, в которой всего 8 участников. По словам Самойлова, особенным актерам с ДЦП их заболевание совершенно не мешает работать с куклой.

— Наоборот, оно способствует прогрессу! Когда я пришел в Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, меня встретила девочка Катя (имя изменено – прим.ред). Она улыбалась и ползла. Я тогда просто растерялся.

Мы начали работать, и я стал замечать у Кати некоторую такую ленность. Что я стал делать? Мы берем трех ребятишек и занимаем в профессиональный спектакль. Они не говорят текст, но работают с куклой. И вот идет спектакль, Катя вся в слезах. Я спрашиваю: «Что случилось?» Она говорит: «Я хочу!» Я – ей: «Ты же видела спектакль, там надо ходить по сцене, а ты сколько секунд сможешь простоять?» Она в ответ: «Я буду!». Через пару недель Катя уже выступала в спектаклях!

Есть  у нас Сергей – он до болезни играл в духовом оркестре на альте, а потом у него случилась беда с рукой. Я предложил ему гармонь-двухрядку. И он на басах спокойно играет в спектаклях!

Отсюда и кукла лечит. А Владимир Машков, будучи в Новокузнецке, как-то добавил: «Кукла лечит, кукла учит, кукла вдохновляет!», — говорит Самойлов.

«Всегда ждешь, что откроешь что-то новое для себя»

 — Искусство театра кукол необычное. Как говорила Инквизиция: бесовские игры, оживляем неодушевленные предметы! – восклицает Юрий Самойлов. — Бывает так, что выпустили спектакль, откатали, а потом  ты  смотришь, следишь, наблюдаешь, что-то добавляешь или полностью переделываешь. Премьера – не конечный результат, а промежуточный. Делая спектакль, всегда ждешь, что откроешь что-то новое для себя. В целом же 70% спектакля — это свет и звук, и только 30% это работа артиста.

У людей очень узкое понятие об этом виде искусства. Я сужу как по взрослым, так и по детям: когда первый раз они приходят в театр и берут куклу в руки, то ее потом очень сложно у них забрать. Поначалу человек зажат, он боится показать себя смешным. Но потом становится смелее. Если ребенок никогда не соприкасался  с этим видом искусства, то в ситуации выбора между кино и театром он выберет кино. Но стоит только хоть немного узнать, что это такое, он всегда будет проситься в театр. Здесь для человека открывается новый мир, когда он видит, как кукла оживает на сцене.

Когда к нам приходят школьники, я объясняю, что театральная кукла отличается от магазинной тем, что очень много людей вкладывает в нее свою душу, свой труд. Сначала художник придумывает образ – делается эскиз, который несут в цеха: художникам-бутафорам, художникам-модельерам. Один делает папье-маше, другой одевает кукол. Потом она готова, и ее отдают артисту.

Даже микрофон может быть куклой! По сути, это нечто, которое приводит в движение человек. Искусство театра кукол ведет свое начало с первобытного человека, и оно всегда завораживает! Интерес публики не уходит! Сколько раз взрослые зрители говорили: водил ребенка, хоть бы самому посмотреть, как они шевелятся! Даже на уровне «потрогать» куклу, узнать, что это такое.

Я помню, в драматическом театре вышел человек, что-то говорит, но нет реакции зала. И следом пошла кукла. На сцене ничего не происходит, но зал замер, в зале тишина! Кукла завораживает, особенно марионетка или перчаточная. Каждый раз после спектакля к ширме подходят зрители и смотрят: неужели там и впрямь никого больше нет?

Когда-то мне сказали, что кукла может мстить, я так скептически к этому отнесся. А потом убедился на своем примере. Однажды на репетиции я водил куклой, репетировал, потом закончил и повесил на гребенку. Отошел на несколько шагов и слышу – бум. Она упала! Я посмотрел – не сильно упала, и ушел.

У нас есть неписанное правило — не трогать куклы других актеров. И вот я прихожу на следующий день —  куклы нет! А через 2,5 часа спектакль. Взять ее не мог никто. Я сел в размышлениях о том, сможет ли меня простить кукла, и о том, что нужно в следующий раз быть внимательнее. И буквально через 30 минут  я поворачиваюсь – кукла висит на гребенке!

Еще был случай, когда перед спектаклем рука у куклы загнулась так, что выпрямить невозможно. Я взял куклу и сидел с ней, начал разговаривать. А потом взялся за руку, и она заработала! Кто-то тоже рассказывал, что кукла пряталась. Можно в это верить, можно – нет.

Каждая кукла по-своему уникальна, но я всегда говорю: не нужно ее очеловечивать! Она потому и находится рядом с человеком, что делает то, что не может он! Дополняет его!

 «Мы работали на Бродвее!»

В 2013 году актеры «Сказа» вместе с главным режиссером летали в штат Коннектикут, США, чтобы показать пять интерактивных спектаклей и провести серию мастер-классов по программе арт-терапии «Кукла лечит». Актеры выступили даже на Бродвее, поразив местную публику.

 — В Брэнфорде долгое время стояло заброшенное здание, и выяснилось, что это бывший театр кукол, который организовали китайцы в середине 19 века. Представители театра «Легаси Сиэте» обратились в российское консульство, там их направили к Владимиру  Машкову, а он предложил нам. Мы показали свои проекты, рассказали, и американцы были очень удивлены. Нам предложили помочь организовать первый в Америке профессиональный театр кукол.

В ту поездку мы брали с собой Петрушку, ширму-рубаху, кукол, насколько это можно было провезти за рубеж. Мы удивили всех! Но в США театров мало, и все они частные, а кукольников нет как таковых.  Единственное, что у них есть – маппет шоу.

Мы выступали на Бродвее с Петрушкой. Последняя электричка шла из Нью-Йорка в Бредфорд в час ночи, и у нас было время на выступление. Около 21.00 на Бродвее собирается такая туса, и мы с ними. За выступление мы собрали около 10 долларов. Это не много, но не знаю, какие еще из российских театров могут сказать «Мы работали на Бродвее!»

Текст: Роза Ройзман.
Фото: Алла Мождженская, Юрий Самойлов
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp