Некоторым больно, что неверно оценили интеллект полицейских
Милиционеры (ныне – полицейские) в жизни кузбассовца, отягощенного производственными, денежными и семейными проблемами появляются, когда совсем беда. Когда случилось воровство, ограбление, избиение или другая катастрофа. И честному трудящемуся гражданину просто оскорбительно вдруг понять, что представитель государства в какой-то степени подозревает его (пострадавшего!) как соучастника свершившегося преступления. На самом деле дознаватель действует по закону — предупреждает об уголовной ответственности за заведомо ложный донос о совершении преступления. К сожалению, в поисках выгоды, люди порой могут умышленно лгать.
Милиционеры (ныне – полицейские) в жизни кузбассовца, отягощенного производственными, денежными и семейными проблемами появляются, когда совсем беда. Когда случилось воровство, ограбление, избиение или другая катастрофа. И честному трудящемуся гражданину просто оскорбительно вдруг понять, что представитель государства в какой-то степени подозревает его (пострадавшего!) как соучастника свершившегося преступления. На самом деле дознаватель действует по закону — предупреждает об уголовной ответственности за заведомо ложный донос о совершении преступления. К сожалению, в поисках выгоды, люди порой могут умышленно лгать.
От стыда и страха
Намедни Кемеровский районный суд вынес обвинительный приговор гражданину М-ьеву. Ранним утром 28 июня он совершил ДТП на «девятке» – в 4.10 улетел в кювет. Стыдясь своего проступка и, опасаясь негативной реакции отца, М-ьев днем обратился в полицию с заявлением, что минувшей ночью был похищен его автомобиль. Оперативники взялись за поиски угонщиков, но в итоге установили настоящую картину произошедшего. В результате было открыто новое уголовное дело, по факту преступления, описанному в части1 ст.306 УК РФ – заведомо ложный донос о совершении преступления. Селянину, который оценивает свою «девятку» в 60 тысяч рублей, определено наказание в виде штрафа — 20 тысяч рублей.
Самая распространенная причина современных ложных доносов – это ДТП. Например, работающий пенсионер П-ков на своей «семерке» средь бела дня врезается в забор частного дома, а через три часа заявляет, что его автомобиль был похищен из гаража. При этом в родном поселке его видят знакомые, которых потом разыскивают оперативники и проводят очные ставки. Лживого пенсионера суд наказал штрафом в 7500 рублей. Может быть, у него не было сил вынести позора, что он, профессиональный водитель, врезался в забор. Бабка застыдит, друзья засмеют. Давно сказано, что порой злые языки страшнее пистолета.
Молодой человек Н-ков, ставший виновным в ДТП, в счет возмещения ущерба продает свой ноутбук. И, чтобы оправдаться перед папой и мамой, идет в полицию с заявлением, что неизвестные люди ограбили его, отняли ноутбук. Оперативники не любят рассказывать детали своего розыска, это профессиональные секреты, которые ни к чему знать широкой публике, ибо широкая публика, как мы видим, порой способна на изощренные поступки. Вообще, конечно, забавно. Тот же Н-ков уже имеет право водить автомобиль, голосовать за партии и президента, а вот родительского гнева боится. Хотя ничего тут забавного нет, многие до старости неспособны к самостоятельности, может быть с детства поражены страхом наказания. Синдром дефицита любви близких. Шесть месяцев исправительных работ для сына – это и приговор немилосердным родителям.
А вот гражданин Ч-ков на крутом повороте сбил человека, который ударился об стекло автомобиля и упал на асфальт. Кемеровчанин испугался и скрылся с места ДТП. Опомнившись, он отогнал машину в лесополосу, накрыл ее полиэтиленом, забросал ветками и вернулся домой на попутках. Сообщил об угоне машины, припаркованной во дворе. Через два дня он признался полицейским в ложном доносе и объяснил причины. Если кто думает, что признание и извинения позволять понять, простить и забыть, то он глубоко заблуждается. Новое уголовное дело и результат – 6 месяцев лишения свободы за попытку направить полицию по ложному следу.
Из ломбарда в суд
Различные неоправданные траты, в которых необходимо признаваться близким, тоже толкают граждан на путь ложного доноса. Некоторым кажется, что в полиции работают недалекие лохи, которым может вешать на уши любую лапшу. Это далеко не соответствует действительности. На самом деле, с утра до вечера работники полиции общаются с подозреваемыми всех мастей и в итоге накапливают огромный опыт в части разоблачения различных уловок. И когда девушка или юноша из офиса, а может быть работяга от грузовика начинает рассказывать, что они стали жертвами неизвестных преступников, то почему дознаватель должен наивно верить?
Он предлагает расписаться о наказуемости заведомо ложных доносов и начинает работать. И нередко находит преступника. Но иногда оказывается, что преступник – заявитель. В результате ряда мероприятий устанавливается, что юноша, который заявил, что его избили и отняли 5 тысяч рублей в полночь около банкомата на Бульваре, на самом деле их просто потратил на глупости. А красивый мобильный телефон у девушки не украли из кармана в «маршрутке» неизвестные, а она заложила его в ломбард и не может выкупить, хотя надеялась, что настанут лучшие времена. Но наступили худшие. За ложный донос юноша заплатит 20 тысяч рублей, а девушка 10 тысяч рублей. Плюс факт судимости в биографию.
Если кого-то успокаивают невеликие размеры штрафа, то первая часть 306 статьи предусматривает размеры до 120 тысяч рублей и до 2 лет лишения свободы, но есть еще части 2 и 3, для особо изощренных лгунов, которые фабрикуют доказательства, предусмотрено до 6 лет лишения свободы.
Наверстать пропитое
Конечно, осужденными становятся не только незакаленный офисный планктон, впервые обнаруживший, что в полиции работают люди с равноценным интеллектом, но и матерые маргиналы. Рудничный суд приговорил У-ву к 12 месяцам исправительных работ. Это наказание за то, что она заявила о хищении из ее комнаты телевизора и электропечи. На самом деле У-ва употребляла спиртное в этом же общежитии в гостях, а когда кончились спиртное и деньги, то предложила собутыльникам продать вещи из ее комнаты и вручила им, более мобильным, ключи. Собутыльники быстренько продали эти две относительно ценных вещи за бесценок и праздник у них продолжился. Через неделю У-ва, стыдясь признаться родственнице, что пропила вещи, обратилась в полицию.
Вот такие нынче ложные доносы, слава богу, не 37-й год.