О кемеровско-новосибирском фильме «Скотч»
Шестого декабря в Кемерове произошло настоящее культурное событие. Прошла премьера кемеровско-новосибирского боевика «Скотч” режиссёра Евгения Белоусова. Прошла успешно. В зале, в котором мне по рабочим обстоятельствам не удалось присутствовать, судя по отчётам, было полно народу, в финале аплодировали. Фильм был принят зрителем. Событие состоялось.
И событие это важное для Кемерова, по крайней мере для его кинотворческой, а значит, и культурной жизни. Что уж говорить, кино у нас в последнее время снимают нечасто, а то, что не стыдно показать, а тем более не стыдно посмотреть, совсем уж редкая птица. Ах да, тут сразу стоит сказать, что речь идёт о кино любительском. И не только потому, что профессионального в городе нет. Любительское кино – это отсутствие бюджета, а самое главное, времени на съемки и их организацию. Молодые да ранние преимущественно «работают на youtube”, если вообще работают, и о художественности и проработке тут говорить не стоит, а те, кто занимается кино с нормальным подходом, уже довольно взрослые люди с обычной нехваткой времени на пусть любимое, но всё же хобби. И если в подобном деле участвуют больше пяти вовремя приходящих и никуда не спешащих человек – это просто чудо и счастье какое-то. С позиции наличия людей и их отдачи «Скотч” – проект удивительный. Две студии из разных городов пошли на контакт и выдали в итоге завершенный продукт. Тут честь и хвала новосибирцам, которые на 4 дня выхватили себя из привычной жизни и провели их в Кемерове ради кино. Провели по делу, потому что опыт в постановках экшена у людей есть, и они им поделились. Просто представляю, если бы все роли в фильме играли кемеровчане, не имеющие подобного опыта и набранные посредством «кастинга” в каком-нибудь контакте, — это был бы галимый ад.
Хотел дальше написать о самом фильме, но, похоже, сделаю это ниже по тексту, потому что есть вещи поважнее. Дальше будет много «к сожалению”. К сожалению, как мне кажется, сам фильм стал меньшим событием, чем его обсуждение. Обсуждение, понятно дело, в Интернете. Хотя приятные цифры типа за 15 тысяч просмотров за три дня на vimeo радуют. Но обсуждение ярко показывает всю «культуру” общения в Интернете. Хомячковость и ненависть. Ненависть и хомячковость. Свои и приближенные хвалят самыми громкими словами. Люди со стороны выливают цистерны зловонной жижи. Редко из комментариев следуют объяснения столь сильного подобострастия или столь сильной ненависти. Вот здесь (http://ilovekem.ru/chto-skryvaet-skotch/) одна юная, по крайней мере умом, персона и подняла в воздух гигантские волны нечистот. Настолько гигантские, что ссылку со страницы непосредственно фильма в контакте смыло, хотя поставили её поначалу сами авторы фильма, чтоб, наверное, посмеяться над акулой пера. Почитайте, и отзыв, и комментарии там довольно интересны, порой и смешны очень. Столько человеческого неадеквата проявляется, и даже клиники. К сожалению, со стороны участников проекта тоже, что ничуть их не красит, и это очень печально. Нормальный человек, прочитав хотя бы часть комментариев, если и захочет чего по делу написать, сто раз подумает. А вдруг авторы фильма возьмут пример с Джея и Молчаливого Боба и будут по квартирам ходить и оскорбившим их творение рыла чистить… И эти фразы типа: «А вы попробуйте так снять сначала”. Что за детский сад? Сейчас подчищаются особо нелицеприятные комментарии к посту с фильмом на страничке киногруппы в контакте. В общем, обсуждение фильма «Скотч” – очень наглядный пример того, что такое любительское кино как социальный феномен, по крайней мере в наших краях.
Ну почему вы были не готовы к волнам, простите, говна? И все эти оправдания, что снимали быстро, за 4 дня, что непрофессионалы и так далее… Вы же отвечаете за конечный продукт, а не за процесс его производства. Ну не надо было его так широко представлять. Вы что, людей не знаете, тем более людей в Интернете? Они ожидали блокбастер, а им показали нормальное, ладное, но все же любительское кино. А представляли вы его широко: трейлер, интернет-постеры, фотографии со съемок, планы устроить премьеру в кинотеатре. Тихо выпущенные проекты не смотрят 15 тысяч человек за три дня. Тем более слабости в фильме есть, в том числе и приличные. Есть за что можно с легкостью уцепиться ненавистникам. Я не имею в виду то, что фильм никому, кроме своих, не надо было показывать. Это замечательно и полезно, что его посмотрело столько человек. Но так реагировать даже на обоснованную критику и выказывать свою некомпетентность… Может создаться ощущение, что фильм про нормальных пацанов от нормальных пацанов. Но у нас уже сделана «Радуга смерти”.
Самое время перейти к мнению о фильме. «Скотч” я, честно, ждал. И он меня не разочаровал. Местами даже порадовал. Но минусы у него громадные, такие, что будь они хотя бы вполовину слабее, фильм бы с легкостью стал шедевром в своем сегменте. Минусы эти никак не связаны с нехваткой времени на съемочный процесс. Они образовались на подготовительной части, когда можно было сто раз обдумать и проработать. Слабые места фильма – это общая режиссура и сценарий. Из-за слабости режиссуры вытекают порой неубедительная игра актёров и отсутствие сопереживания героям. Девушка главного героя, несмотря на трагичность своей судьбы, ну никак не вызывает печали в связи со своим уходом. И даже самый эмоциональный момент фильма и изумительно сыгранный, когда герой отчаянно кричит в своей машине, даже он не порождает сожаления по поводу Маши (надеюсь, я не путаю имена). Потому что она по ходу фильма словно инструмент, да к тому же ещё и раздражает своим поведением и речью. Это лишь пример. Автор придумал сюжетную канву (её простота — это совсем не минус), наполнил её обязательными жанровыми элементами и эпизодами, а общей человеческой связью и настоящими эмоциями не наполнил, хотя все предпосылки для этого были. С режиссурой эпизодов всё замечательно. Каждый второй смотрится в отдельности, как минимум на хорошо. Сцена с банкой, связанные (склеенные) неудавшиеся убийцы, совершающие дозвон, – прекрасно! Эпизоды, которые искривляют прямолинейность повествования, типа пацанчиков на дороге или случайного проходящего мимо паренька, которому дают пистолет, – здорово! Но это эпизоды. И вроде есть у фильма обязательные завязка, развитие и развязка с кульминацией… Но целостность фильма взрывают огромные сценарные дыры. Они настолько частые и настолько явные, что даже упоминать их нет необходимости. Да и советов давать тоже не надо, что бы можно было сделать. Если их, после выхода фильма в свет, не видит автор, то это печально. Если видит, учтёт и в будущем будет обращать на устранение подобных прорех больше внимания. Если, конечно, возьмется ещё за столь нелегкий и неблагодарный труд. Тем более снимать умеет. По картинке фильм смотрится очень приятно, не вычурно и по делу. Может, кое-где по монтажу затянуто, но это мелкие, хотя и влияющие на общее восприятие моменты. Но, с другой стороны, ощущения, что фильм идет долгие 38 минут, нет. А это крайне благоприятный фактор.
Одно из главных достижений фильма «Скотч” для кемеровского кинотворчества – это то, что это жанровое кино. Жанровое кино, которое можно смотреть и, как выясняется, по поводу которого можно спорить до хрипоты. Его создание, появление и количество просмотров радуют. Искренне желаю участвующим в проекте людям дальнейшего развития. А то не всё ж у нас мрачняк да гонимый арт-хаус делать.