×

«О времена, о нравы», или о чем говорят кемеровские граффити

Читатели наверное заметили, что за последние несколько лет в нашем городе распространилось такое явление, как граффити. Уличные художники и писатели не брезгают никакими поверхностями, и дай Бог им возможности и нанотехнологии, рисовали бы наверно и на глади Томи. 

Я лично сама неоднократно видела, как сотрудницы аптек или магазинов, как правило, тетеньки преклонных лет, на холоде оттирают новоявленный автограф местной уличной звезды, написанный на иностранном или древнерусском языке и частенько демонстрирующий незнанение оного. Жалко, конечно, тетенек, и, конечно, это неправильно вторгаться в чужую частную собственность, пусть даже в письменном или изобразительном виде, однако, я вовсе не планирую ворчать на тему «какая нынче молодежь пошла».

Подобный вид человеческой деятельности существует с незапамятных времен, вспомните хотя бы наскальную живопись, образец который представлен в нашей области в музее-заповеднике «Томская писаница». Как только появился homo sapiens, возникло и желание заявить о себе, о своих мыслях, чувствах, о своем мире, выразить себя и поделиться переживаниями с другими. Признайтесь, ведь все же что-нибудь да рисовали на партах в школе, на стенах подъездов, на последних страницах или полях тетрадей? А ведь все это явления одного порядка.

Так уж сложилось, что каждое утро я стою в пробке на Кузнецком мосту, волей-неволей рассматривая проезжающие мимо машины, речные пейзажи и старый мост. И как-то бросилось в глаза, что весь мост расписан признаниями в любви: от классических, адресованных Машам и Катям, до неожиданного — «Бог любит тебя». «Забавно, как мир изменился, — подумала я, — а ведь в мои подростково-юношеские годы было не комильфо писать подобное». Возможно, это влияние «лихих 90-х», на которые выпало детство моего поколения, но когда я училась в школе, популярностью пользовались скорее деструктивные граффити, повествующие в не очень приличных формах о нетрадиционной ориентации одноклассников или легком поведении одноклассниц. А тут весь старый мост расписан «созидающими» текстами и не содержит ни одного пахабного рисунка или слова!

И самое удивительное, что эта тенденция охватила весь город. Буквально на днях на фасаде одного из домов по проспекту Ленинградский я увидела выведенное красной краской «Ксеня буть со мной». Грамотностью и бережным отношением к чужой собственности этот Ромео, конечно, женское сердце не покорит. Но, как я уже сказала ранее, граффити существовали из покон веков и будут существовать, и приятней, когда «ть» вместо «дь» пишется в слове «будь», а не в другом, более популярном в «настенной живописи».

Около входа в Политех уже не первый год красуется «Гнездик, прости меня». Не знаю, кто это и за что должен/должна прощать, но вообще в Кемерове вошли в моду надписи на асфальте: поздравления с Днем рождения, признания в любви и просто констатации того факта, что твоя вторая половинка самая-самая.

Даже лифты и подъезды, казалось бы, маргинальная территория. А вот у нас в доме кто-то расклеил листочки с текстом: «Любимая, с добрым утром и удачного дня. Твой Енот». Ну что тут сказать? Молодец Енот.

Собственно говоря, граффити в силу своей «андеграундности» (противопоставления официальному образу города) являют собой настоящий, неподдельный срез мыслей и переживаний кемеровчан. Можно отшлифовать все виды СМИ, можно исправлять и удалять комментарии простых граждан в интернете, но взять под контроль граффити нереально: все лифты города с растворителем не обойдешь.

И, действительно, по сравнению с 90-ми и началом 2000-х изменилась атмосфера в городе, изменились и граффити. Я вовсе не утверждаю, что раньше все были агрессивные и пошлые, а сейчас кемеровчане добры и невинны. Всегда есть и те, и другие, но акценты явно сместились – никогда еще Кемерово не был расписан таким количеством любовных признаний.

Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp