Образование идет в онлайн: вынужденная мера или современная реальность?
Многое поменялось за последние недели, как в стране, так и в мире.
Руководители проекта «Кафедра Good Line» всего за неделю перевели всё обучение в онлайн. Многое поменялось за последние недели, как в стране, так и в мире. На фоне карантина онлайн-возможности стали как никогда востребованными, нагрузки на системы возросли и целые отрасли проходят через экстренные незапланированные изменения.
«Кафедра Good Line» — базовая кафедра КузГТУ по информационным технологиям и управлению проектами. Она работает на площадке компании «Good Line», в стенах самого технологичного ЭТО_ офиса кузбасских IT-компаний. С 2016 года кафедра обучает студентов и всех желающих востребованным направлениям: управление проектами, интернет-маркетинг, программирование. У студентов КузГТУ — приоритет при зачислении, синхронизация расписания и отражение дисциплин кафедры в дипломе выпускника. Студенты других вузов или даже взрослые специалисты также могут обучаться на кафедре.
Как было?
Уже при запуске кафедры специалисты компании «Good Line» использовали много онлайновых инструментов. Во-первых, чаты студенческих групп с включением в них тьюторов и преподавателей. В чатах студенты обсуждают темы обучения, делятся своим опытом и задают вопросы. Когда кто-то опаздывает или занятие необходимо перенести, вся информация очень быстро передается, благодаря чатам. На организационные вопросы отвечает тьютор группы, это его рабочая обязанность.
Во-вторых, на занятиях студентам не нужны тетради и ручки. Материал дается в виде презентаций, онлайн-кейсов и примеров, разбираемых прямо на занятиях. У студентов всегда остается онлайн-презентация с тезисами и примерами. Домашние задания выполняются в электронном виде — с помощью гугл документов, презентаций или работы в конкретных системах. Например, настроить интернет-рекламу и в доказательство сделать снимок экрана. Готовые задания выкладываются в онлайн-хранилище.
И всё же, «Кафедра Good Line» оставалась офлайновым форматом обучения — занятия проходили в офисе. Во многих группах есть промежуточные точки контроля — демодни — когда студенты «защищают» свои учебные проекты, показывая, чему научились за последнее время. Чтобы оценить знания студентов, на демодни приходят эксперты из других компаний или отделов. Это помогает преподавателям и студентам постоянно чувствовать реальный уровень запросов работодателей. Для работодателей — отличный шанс присмотреться к ученикам, чтобы в дальнейшем пригласить выпускников на стажировку или работу.
Как стало?
Введение карантина заставило руководителей кафедры действовать быстро, перевели живые занятия в формат вебинаров.
1. Решение было принято ради безопасности учащихся и преподавателей. Провели технический тест и выделили ассистента, который взял на себя решение возможных технических проблем.
2. Для проведения вебинаров использовали две онлайн-площадки, которые были проверены и хорошо себя зарекомендовали.
Первая, «Pruffme» — стандартная площадка для проведения вебинаров. На ней видно спикера, трансляцию презентации или рабочего стола, и чат со слушателями, куда они задают вопросы или отвечают спикеру. Плюсы площадки — студент легко подключается через браузер по ссылке, без установки дополнительных программ. Минусы — одновременный эфир нескольких участников очень неудобен.
Вторая, «Zoom» — инструмент онлайн-конференций. Плюсы — в видеоэфире одновременно могут быть несколько участников. Минусы — неудобный чат, для подключения устанавливается специальное приложение. Но именно «Zoom» позволил провести демодень в онлайн-формате. На площадке присутствовали 15 человек и 6 экспертов, которые высказали свое мнение и дали рекомендации.
3. Пересмотрели всю механику занятий:
- Интерактив. Специалисты компании рекомендуют проводить интерактивы в среднем каждые 15-20 минут. Не видя обучающегося, преподаватель не может сказать точно, понятна ли информация студенту и здесь ли он вообще. Для студентов интерактив — не только самоконтроль, но и способ не потерять фокус на занятии.
- Всё онлайн-обучение двигается к микроформату. Темы дробятся и на объяснение спикер старается тратить меньше времени, чтобы удержать внимание студента.
- Примеры и наглядные материалы должны быть либо подготовлены и высланы заранее в чат студентов, либо заменены на онлайн-форматы.
- Уверенность для преподавателя. Преподаватели проходят тест, и им предлагают посмотреть уже состоявшиеся и записанные занятия, попутно рассказывая о лайфхаках и инструкциях на разные случаи.
Да, для всех переход в онлайн — это форс-мажор. Да, преподаватели вынуждены на время остаться без живого общения с учениками. Но в сложившейся ситуации «Кафедра Good Line» не теряет в качестве обучения, сохраняя его ценность — передачу знаний от практиков и подключение необходимых экспертов. Это помогает руководителям и преподавателям «Кафедры Good Line» развивать новые личные навыки, масштабировать компетенции, быть более гибкими и учить этим приемам студентов.