Кузбассовцы жалуются на странные списания с банковских карт за проезд в общественном транспорте. Власти ответили, что это: мошенники или долги.
Такие одинаковые, но такие разные
Жители региона то и дело сообщают в соцсетях о странных списаниях средств с банковских карт: деньги снимаются за проезд в тот момент, когда человек не едет в общественном транспорте или вовсе в этот день не совершал поездку. На очередное такое сообщение ответили специалисты МБУ УЕЗТУ.
Оказывается, терминалы в автобусах, трамваях и троллейбусах отличаются от тех, что в торговых точках, и работают по иному принципу. Если при оплате товаров и услуг терминал устанавливает сеанс связи с банком, передаёт данные банковской карты, ждёт получения ответа от банка, и только после положительного ответа совершает финансовую операцию, то на транспорте дела обстоят немного по-другому. Терминалы там выдают чеки сразу без непосредственной связи с банком. Они накапливают информацию о зарегистрированных поездках и раз в 10 минут осуществляют сеанс связи с процессинговым центром АСОП, куда передают данные о совершённых транзакциях. А уже процессинговый центр передаёт их в банк, где производится списание, если денег на карте было достаточно для оплаты проезда.
Такую разницу в работе терминалов объясняют убыстрением процесса обилечивания, так как по правилам проезд должен быть оплачен в течение одной остановки, то есть оперативность расчётов является определяющим фактором. Собственно, с этой же разницей в работе терминалов на транспорте и торговых точках связано то, что SMS-оповещение покупателю может прийти уже тогда, когда поездка завершилась.
Мошенники или долг?
С опаздывающим оповещением разобрались, но что, если деньги снимают в день, когда вообще транспортом не пользовался. А это значит, что карта была помещена в стоп-лист, и с пассажира списали долг.
Итак, если в момент оплаты проезда на карте не было нужной для этого суммы, терминал автоматически поместить банковский продукт в стоп-лист.
«При попытке оплаты проезда банковской картой, находящейся в стоп-листе, терминал отклонит данную карту, не пытаясь снять с неё денежные средства, и выдаст информационную квитанцию о невозможности оплаты», — говорят специалисты.
Стоит отметить, что нахождение банковской карты в стоп-листе никак не влияет на её функционал, это лишь значит, что оплачивать ею проезд не будет возможным до того момента, пока она оттуда не будет выведена.
В последующем банк с определённой частотой (а это разница в несколько дней) будет совершать попытки списания денег для погашения задолженности перед АСОП. И при наличии необходимой суммы проезд будет оплачен. Именно поэтому SMS может прийти в день, когда человек и вовсе не пользовался общественным транспортом. То есть к мошенникам это не имеет никакого отношения, это банк автоматически пытается вывести карту из стоп-листа, и оповещение пришло потому, что ему это удалось.
Что делать, если карта в стоп-листе
Так как банк сам будет пытаться погасить задолженность, можно, в принципе, вообще ничего не делать или почти ничего. Давайте подробнее.
В соответствии с регламентом банк будет совершать автоматические попытки вывести карту из стоп-листа и погасить задолженность. Попытки списания будут производиться в день поездки, затем на 2-й, 4-й, 7-й, 14-й, 28-й день. Таким образом, если усилия банка окажутся успешными, и на карте окажется необходимая сумма, долг будет погашен, и картой снова можно будет пользоваться на транспорте без обращения куда-либо. То есть если нет необходимости срочного вывода карты из стоп-листа, достаточно просто её пополнить и ждать автоматического списания.
Другой сценарий развернётся, если по истечении 28 дней со дня постановки карты в стоп-лист долг так и не будет погашен или времени ждать автоматического списания нет. Ведь после 28 дней попытки банком вывода карты из стоп-листа будут прекращены, и за пассажиром останется непогашенная задолженность перед АСОП.
В этом случае можно: 1 — позвонить по номеру, который будет указан в информационной квитанции о невозможности оплаты, 2 — воспользоваться порталом на сайте УЕЗТУ.РФ (раздел «Электронный проездной», «Проезд по банковской карте»).
«Портал поможет установить причину попадания карты в стоп-лист, а также отследить поездки, оплаченные банковской картой, и определить, когда и в каком объёме были списаны денежные средства за совершенные поездки.
Во избежание попадания карты в стоп-лист пользователь может и должен самостоятельно осуществлять контроль за состоянием баланса карты», — говорят в МБУ УЕЗТУ.