Персонажи фольклора в современных фильмах и мультфильмах
В данной статье рассмотрены образы ряда персонажей русского фольклора, что они представляли из себя изначально, и как их изображают в современных фильмах и мультфильмах. Для этого проведена консультация со экспертом по данному вопросу.
Введение.
27 мая 2025 года в Госдуме состоялся круглый стол, посвящённый вопросам защиты детей от деструктивного влияния. На нем один из депутатов, а именно Дмитрий Певцов обратил своё внимание на фильм «Финист. Первый богатырь.», и дал некоторым героям из данного фильма не слишком лестную характеристику. Он заявил, что Финист является самовлюбленным и недалеким персонажем, и не изменяется на протяжении фильма. А Яга озабочена лишь своей молодостью, а это создаёт искаженное впечатление о персонаже. Подчеркну, что речь идет о том, как эти персонажи изображены конкретно в этом фильме.
В связи с этим мы решили рассмотреть, как обстоят дела с образами тех или иных фольклорных персонажей в массовой культуре и, скажем так, в их изначальном виде. Для этого использованы материалы из беседы с кандидатом филологических наук из Новосибирска Сосниным Евгением Викторовичем.
Костяная нога.
Начнем с Яги. Яга-как известно из сказок неоднозначный персонаж. Она может быть как отрицательной, так и положительной. Кто же она такая, собственно говоря, по сути? Проводник в мир мертвых, не относящийся к миру живых. Яга изначально это просто труп из могилы (нос в потолок врос, костяная нога). Она потому и проводник, что мёртвая. Лес в данном случае — это и есть мир мёртвых. Если кого сильно заинтересовал это фольклорный персонаж-тот может почитать о нём в книге Владимир Проппа «Исторические корни волшебной сказки».
Поговорим про отображение образа Яги в фильмах. Начнем, конечно же, с той Яги, которую можно увидеть в ряде фильмов советской эпохи («Морозко», «Золотые рога», «Огонь, вода и…медные трубы») в исполнении замечательного артиста Георгия Милляра. В первых двух фильмах Яга-безусловно, отрицательный персонаж, по сути, главный «плохиш» в этих фильмах. В третьем-скорее положительный персонаж, помогающий одолеть Кощея. В первых двух фильмах-Яга, пусть и опасная, но она скорее является юмористическим персонажем, поскольку так изначально было задумано. В третьем, она более-менее соответствует фольклорному «оригиналу», своей положительной «форме».
Так же уместно вспомнить фильмы-сказки «Там, на неведомых дорожках…», и «После дождичка в четверг..», в которых фигурирует Яга в исполнении Татьяны Пельтцер. Тамошняя Яга-вне всякого сомнения, положительный персонаж, помогающий главным героям. В этом плане она соответствует «хорошей» вариации Яги из сказок. Но её образ в этих кинокартинах полностью лишен каких-либо монструозных черт.
Ой…чуть не забыл. Мультфильм «Летучий корабль». Там задействован целый «ансамбль» Бабок-Ежек, исполняющих веселые частушки. И здесь, что очевидно, они положительные персонажи, помогающие главному герою.
Рассмотрим более современный кинематограф. Российский фильм ужасов «Яга.Кошмар темного леса». В этом фильме Яга если не полностью, то во многом соответствует прообразу из сказок как посредница между миром людей и потусторонним миром.
Ну и напоследок упомянем российский комедийный сериал «Волшебный участок». В нем тоже имеется своя Яга. Но она с фольклорным прообразом не имеет практически ничего общего, кроме имени и пола.
Подведя итоги «ягиной» части беседы, можно сделать следующие выводы. Что в современных фильмах и мультфильмах Яга «усредненная» (относительно прототипа)- она там, как правильно, имеет что-то общее с изначальной Ягой, хотя бы отчасти, а максимальное сходство с фольклорным прообразом, или же полное несоответствие встречается реже.
Кикимора болотная.
Кикимора-обобщенное название ряда персонажей (болотная, кабацкая, домовая),происходящих, как правило из «заложных покойников», то бишь умерших не своей смертью. Как правило, кикимора-не особо опасна, не обладает особым могуществом и может лишь мелко пакостить.
Что у нас с современным отображением кикимор? В фильме-сказке «Золотые рога», который упоминался в части разговора, посвященного Яге, присутствуют аж три кикиморы-Сучок, Задоринка, Кухарочка. Сучок и Задоринка по-мелкому пакостят, а Кухарочка «на подхвате» у Яги-более могущественного персонажа. Типичные такие кикиморы.
Приходит на ум и мультфильм «Дело прошлое», где кикимор две-Акулька и Дунька. Кикиморы были пущены в дом, чтобы проучить лихого и наглого наследника прежней хозяйки. Чем они там активно и занимались. Эти кикиморы- вполне себе фольклорные «домовые кикиморы». О! Всплыл в памяти отечественные фильм ужасов «Мертвые ласточки», где кикимора-одно из главных действующих лиц. Там кикимора- довольно могущественная потусторонняя сущность, которая, если его прогневать, способна на многое. Это в корне отличается от оригинальной кикиморы, что конечно, не значит это сам этот фильм плох.
Ну, кикимора в массовой культуре, как правило, схожа с фольклорным прототипом, а если и где-то отличается, то это, скорее исключение.
Повелитель вод.
Водяной- из хранителей природных пространств, в данном случае-водоемов. Как правило, в русском фольклоре, довольно злобен, и ближе всего к чертям.
В советском фильме-сказке «Марья-искусница» водяной Водокрут Тринадцатый, резко отрицательный персонаж: жадный, завистливый, подлый. Абсолютное соотвествие русскому фольклору. Если же взять мультфильм «Летучий корабль»-там водяной очень положительный герой, помогает главному герою (наряду с Бабками-Ежками) и спасает его. В сущности, водяной из «Летучего корабля»-это тот же фольклорный водяной, но максимально добрый и отзывчивый.
Водяной в массовой культуре-в принципе, схож с фольклорным прототипом, но может сильно отличаться от него, по своим, скажем так, моральным качествам.
Никаких хвостов.
Русалки-связаны с природными пространствами, например лесами. Поэтому у А.С. Пушкина «русалка на ветвях сидит». Могут быть связаны с полем, полудница-это разновидность русалки. Они-типичные заложные покойники. Не описывались, как имеющие рыбий хвост. Представление о русалках с рыбьими хвостами-это позднее переосмысление образа, когда их стали связывать с фараоницами, морскими девами-полурыбами. Подробнее о них у Зеленина Д. «Мертвецы и русалки. Очерки славянской мифологии».
Оригинальный образ русалки в современной массовой культуре-это вообще редкость. Пожалуй, тут более-менее (пусть и с оговорками) подходят русалки-из фильма «Марья-искусница». Поскольку они имеют ноги и могут (и умеют) танцевать, а также находятся у водяного в заключении в шкатулке, то бишь, может подразумеваться (хотя и не говорится напрямую), что изначально эти русалки с водной стихией и подводным миром не связаны.
Суседко.
Домовой-охранитель дома, как правило, очень положительный персонаж. Может изображать как антропоморфным, так и зооморфным, и имеющим и человеческие и звериные черты.
Здесь практически сразу вспоминается цикл мультфильмов «Домовенок Кузя». В этом цикле мы можем видеть сразу трех домовых -Кузю, Нафаню и Кикима. Это трио домовых, соответствует, в общем и целом, фольклорному прототипу. Доводилось, правда, слышать, дескать Кузя слишком «мультяшный» для фольклорного домового, а Нафаня и Киким более похожи. Но дело в том, что домовых представляли весьма по-разному (как было написано выше) поэтому нет во внешности Кузьмы ничего особо неправильного.
В фильме-сказке «Там на неведомых дорожках…», который упоминался в первой части беседы, также фигурирует дядюшка Домовой, также более-менее соответствующий фольклорному прообразу.
Домовые, изображаемые в современной массовой культуре, в абсолютном большинстве случаем, мало отличаются, либо вообще не отличаются от «изначальных» домовых.
Заключение.
Возникает закономерный вопрос: почему те или персонажи, появляясь в массовой культуре, могут заметно отличаться от изначального образа, а могут и не слишком отличаться? Установить это точно не представляется возможным. Тут дело случая и воли авторов.