
Баба Яга, русалки, кикиморы: откуда растут ноги у сказочных персонажей
На фоне колких заявлений Дмитрия Певцова в адрес фильма «Финист. Первый богатырь» журналист «Сибдепо» поговорил с экспертом об истоках фольклорных персонажей и традиции их изображения в кино и сказках.
Вне закона
Недавно в Госдуме актер и режиссер Дмитрий Певцов разнес в пух и прах киносказку 2025 года «Финист. Первый богатырь» режиссера Дмитрия Дьяченко. По его мнению, Финист получился недалеким, Баба-Яга — повернутой на вечной молодости, да и в целом фильм не удался. Заявления Певцова запустили полемику среди чиновников, ответственных за защиту детей от деструктивного влияния информации.
На фоне этих событий журналист «Сибдепо» поговорил с кандидатом филологических наук Евгением Сосниным о происхождении некоторых героев и о том, как их принято изображать в русской фольклорной традиции.


Образы кикимор, домовых, русалок и других персонажей русского фольклора крепко сидят в народном сознании: в бабушкиных историях, детских страшилках у костра, литературных сказках и, конечно же, снятых по их мотивам фильмах
Баба Яга уже не та
Интересный вопрос: а какой он — традиционный образ Бабы-Яги? Какие вообще традиционные функции были у неё в русских сказках?
«Яга — неоднозначный персонаж. Может как вредить героям, так и помогать. Изначально она -не что иное, как труп из могилы. Она -проводник в мир мертвых, потому что и сама мертва. Поэтому у нее нос в потолок врос и костяная нога. А ее лес, в который забредает главный герой -это и есть мир мертвых», — поясняет специалист.
Что касается отображения образа Яги в фильмах, то начать стоит с картин советской эпохи: «Василиса Прекрасная», «Морозко», «Золотые рога», «Огонь, вода и…медные трубы». Исполнитель роли Яги во всех этих фильмах — замечательный артист Георгий Милляр.
В первых трех картинах Яга — отрицательный персонаж. По сути, главный «плохиш». В четвертом — герой, скорее, положительный.
В фильмах «Морозко» и «Золотые рога» она хоть и опасный, но в значительной степени юмористический персонаж. Яга из «Морозко» — эдакая «бабка у подъезда». Вредная, склочная, и мстительная, но вместе с тем не лишенная определенного обаяния. Яга из фильма «Золотые рога» похожа на молодящуюся пенсионерку, не чуждую кокетства и жеманства.


Милляровские Бабы-Яги в фильмах «Василиса Прекрасная» и «Огонь, вода и …медные трубы» соответствуют фольклорной Яге, ее положительной форме (второй фильм), и отрицательной форме (первый фильм). Яга из «Василисы Прекрасной» — довольно пугающий персонаж, в которой есть нечто древнее и даже первобытное. Ну а в «Огонь, вода и…медные трубы» местная Бабуся-Ягуся в меру страшноватая, но достойная сочувствия женщина, поскольку обижена Кощеем, и помогает главному герою его одолеть (пусть и мстит таким образом за нанесенную обиду).
Уместно вспомнить фильмы-сказки «Там, на неведомых дорожках…», и «После дождичка в четверг», в которых фигурирует Баб-Яга в исполнении Татьяны Пельтцер. Тамошняя Яга положительный персонаж, помогающий главным героям. В этом плане она соответствует «хорошей» вариации Яги из сказок. Её образ в этих кинокартинах полностью лишен каких-либо монструозных черт. Яга Татьяны Пельтцер — милейшая и добрейшая бабуля.
Ну и напоследок упомянем современный российский комедийный сериал 2023 года «Волшебный участок». В нем тоже имеется своя Яга. Там она — персонаж-перевертыш. В более «взрослом» своем обличье продает контрабанду другим волшебным персонажам. А в облике «госпожи» занимается перед веб-камерой развлечением любителей, так скажем, нестандартно провести время. Разумеется, она с фольклорным прообразом не имеет практически ничего общего, кроме имени и пола.
Как видно на примере Бабы-Яги, в современных фильмах она «усредненная» (относительно прототипа). Что-то общее с традиционным образом, конечно, остается, но все меньше и меньше.
Кикимора болотная
«Кикимора -обобщенное название ряда персонажей (болотная, кабацкая, домовая), происходящих, как правило из заложных покойников, то бишь умерших не своей смертью. Как правило, кикимора -не особо опасна, не обладает особым могуществом и может лишь мелко пакостить,» -рассказал эксперт.
Что с современным видением кикимор? В фильме-сказке «Золотые рога», задействованы три кикиморы-Сучок, Задоринка, Кухарочка. Сучок и Задоринка по-мелкому пакостят, с хиханьками да с хаханьками. Кухарочка находится «на подхвате» у Яги -более могущественного персонажа. Сучок и Задоринка-диковатые, связаны с лесом и его обитателями. Кухарочка -более домашняя и цивилизованная. Нам показаны различные «подвиды» кикимор.


Приходит на ум и мультфильм «Дело прошлое», где кикимор две-Акулька и Дунька. Кикиморы были пущены в дом, чтобы проучить лихого и наглого наследника прежней хозяйки. Чем они там активно и занимались. Эти кикиморы-вполне себе фольклорные «домовые кикиморы». Одна из кикимор выглядит как уменьшенная копия женщины в платке и в верхней одежде, вторая-имеет образ «неведомой зверушки».
Кикимора в массовой культуре схожа с фольклорным прототипом, а если и где-то отличается, то это, скорее исключение.
Повелитель вод
«Водяной -один из хранителей природных пространств, в данном случае -водоемов. Как правило, в русском фольклоре, довольно злобен, и ближе всего к чертям,«- определяет Соснин.
В советском фильме-сказке «Марья-искусница» водяной Водокрут Тринадцатый, отрицательный персонаж: жадный, завистливый, подлый. Он заинтригован барабанной дробью, исполненной отставным солдатом. Поэтому пытается всеми правдами и неправдами заполучить барабан себе. У него это не получается. Абсолютно типичный злющий водяной.
Есть мультфильм «Летучий корабль». Там водяной очень положительный герой. Он помогает главному герою и спасает его. Водяной -из «Летучего корабля»- тонкая и романтичная натура. Поет о «жизни-жестянке» и что ему «летать охота». Водяной из «Летучего корабля»-это классический водяной, но максимально добрый и отзывчивый.
Водяной в массовой культуре -схож с фольклорным прототипом, но может сильно отличаться от него по своим моральным качествам.
Никаких хвостов
«Русалки -связаны с природными пространствами, например лесами. Поэтому у А.С. Пушкина «русалка на ветвях сидит». Могут быть связаны с полем, полудница-это разновидность русалки. Они -заложные покойники. Не описывались с рыбьими хвостами. Представление о русалках с рыбьими хвостами — позднее переосмысление образа, когда их стали связывать с фараоницами, морскими девами-полурыбами», -рассказывает об этих персонажах Соснин.
Образ русалки из устного народного творчества в современной массовой культуре-редкость. Тут подходят русалки из фильма «Марья-искусница». Изображены как малюсенькие полупрозрачные девочки в развевающихся одеяниях. Должны были своим танцем заворожить и усыпить главных героев-солдата и Иванушку. По хитрому плану Водокрута. Но этот план провалился.


Они имеют ноги и могут (и умеют) танцевать. Находятся у водяного в заключении в шкатулке. Может подразумеваться, что изначально эти русалки с водной стихией и подводным миром не связаны
Суседко
«Домовой -охранитель дома, положительный персонаж. Может описываться как полностью человекоподобный, так и звероподобный. И имеющий одновременно и человеческие и звериные черты,»-сообщает филолог.
Сразу вспоминается цикл мультфильмов «Домовенок Кузя». В нем мы видим сразу трех домовых -Кузю, Нафаню и Кикима. Это трио домовых, соответствует домовым из поверий и быличек. Кузя -домовой-ребенок, самый «карамельно-ирисочный» из трех домовых мультфильма. Несмотря на несерьезный внешний вид, Кузя очень ответственно относится к своим обязанностям домового. Нафаня -более «страшненький», старший товарищ и наставник Кузи. Киким -взрослый, даже пожилой домовой, максимально «человекообразный» из трех домовых. Доводилось слышать, дескать Кузя слишком «мультяшный» для фольклорного домового, а Нафаня и Киким больше похожи. Но дело в том, что домовых представляли по-разному, поэтому нет во внешности Кузьмы ничего особо неправильного.
В фильме-сказке «Там на неведомых дорожках…», фигурирует дядюшка Домовой, соответствующий фольклорному прообразу. Местный домовой-помощник Василисы Премудрой, он придумывает способ, как одолеть Лихо Одноглазое при помощи самоходной печки. Выглядит как «сосед дядя Федя», обыкновеннейший мужичок средних лет.
Домовые в современной массовой культуре мало отличаются, либо вообще не отличаются от «изначальных» домовых.
Почему так получается
Фольклорные произведения в старину имели и воспитательную функцию для детей. Не лезь в озеро -водяной утащит, не ходи в поле — полудница нападет.
Но сейчас время другое. Гуманизм и всё такое прочее. Потому герои фольклора в современном искусстве очеловечены, стали добрее, сложнее, многограннее -со всем спектром человеческих чувств.