Персонажи мифологии и фольклора в современной массовой культуре.
Беседа со специалистом.
Начало.
27 мая 2025 года в Госдуме состоялся круглый стол, посвящённый вопросам защиты детей от деструктивного влияния. На нем один из депутатов, а именно Дмитрий Певцов обратил своё внимание на фильм «Финист. Первый богатырь.», и дал некоторым героям из данного фильма не слишком лестную характеристику. Он заявил, что Финист является самовлюбленным и недалеким персонажем, и не изменяется на протяжении фильма. А Яга озабочена лишь своей молодостью, а это создаёт искаженное впечатление о персонаже. Подчеркну, что речь идет о том, как эти персонажи изображены конкретно в этом фильме.
В связи с этим мы решили рассмотреть, как обстоят дела с образами тех или иных фольклорных персонажей в массовой культуре и, скажем так, в их изначальном виде. Для этого использованы материалы из беседы с кандидатом филологических наук из Новосибирска Сосниным Евгением Викторовичем.
Металлурги и технари.
Начнём с гномов (и/или дворфов).
Нередко в русских переводах эти термины считаются равнозначными, или взаимозаменяемыми, а в английском языке (и не только) вроде бы обозначают разных существ. Например, в современных книгах в жанре фентези и видеоиграх, гномы и дворфы нередко являются разными разумными расами, хоть и состоящими в родстве.
Филолог ответил, что касается различий между dwarf и gnome, то оно придумано уже современными авторами фэнтези и компьютерных игр. Слово gnome придумал Парацельс, а dwarf в германской традиции обозначало гномов изначально. Так получилось, что в европейских языках осталось исконное слово, а в русском закрепилось изобретение Парацельса (вероятно, в силу греческого происхождения). Так что перевод определяется контекстом. Если мы говорим о мифологии, то гномы остаются гномами в России и dwarfs в Англии.
Федот, да не тот.
Также задавался и вопрос о дроу. Вопрос с уточнениями, на этот раз. П о сути, представление о них (изначально) -это довольно локальные верования, характерные для Оркнейских и Шетландских островов. Там этим словом обозначали, судя по всему , всех скопом и озорных, и откровенно злобных фольклорных существ. В современной массовой культуре этот термин стал более конкретным, так принято называть тёмных эльфов (в том числе, немалую тут сыграли настольные и компьютерные игры). Можно ли считать, что ситуация с представлениями о дроу (изначально в фольклоре и в массовой культуре)-весьма наглядный пример того, как персонажи мифов и легенд, попадая с медийную сферу, становятся гораздо более известными, но часто теряют связь с оригиналом, скажем так?
Соснин ответил, что дроу (trowe, trouw) — это искажённое англ. troll. Учитывая островное происхождение, их делят на троу холмов, долин и водяных троу. Да, они изначально вредные. Дроу-тёмные эльфы — это чисто геймовый образ, как, впрочем, и эльфы — с эльфами Толкина и фольклора длинноухие разноцветные косплееры никак не связаны, подчеркнул эксперт.
Бился в пене параноик, как ведьмак на шабаше.
Был и вопрос про ведьмаков.
Согласно фольклору, ведьмаки бывают «учёные» и «рожоные». Первые отличались от обычных людей, например, особенностями во внешности. Вторые ничем не отличались. Ведьмак мог трактоваться как исключительно отрицательный персонаж, так и амбивалентный, дающий защиту от заложных покойников. В сказке Алексея Толстого «Ведьмак»-это явно отрицательный персонаж, притом он описывается как звероподобный гуманоид, разумный и владеющий вредоносной магией (возможно, тут сказались поверья о способностях ведьмаков к оборотничеству). В сказке Алексея Ремизова «Черный петух» ведьмак Пахом, также, безусловно отрицательный персонаж. У Анджея Сапковского ведьмаки-это, по сути, боевые маги, прошедшие ряд особых мутаций, для получения сверхчеловеческих рефлексов. Также ведьмаки Сапковского имеют особенности во внешности (жёлтые глаза с вертикальными зрачками), которые являются последствиями мутаций. Работа ведьмаков-охота на монстров (и не только на них) за деньги.
Как мы видим в литературе ведьмаки не слишком отличаются от фольклорного прообраза.
С чем это может быть связано?
Евгений Викторович ответил, что с чем может быть связаны не слишком сильные расхождения конкретного литературного образа с фольклорным прообразом, сказать практически невозможно. Дело случая и воли авторов. Тут надо собирать все тексты, выяснять сравнительную значимость персонажей, вчитываться в биографии авторов.
Могу лишь более-менее точно объяснить, почему у ведьмаков Сапковского кошачьи глаза. Кошачьи в своё время были для приматов чуть ли не основными врагами, что сформировало устойчивый «мем» о посреднике между своим миром людей и чужим миром зверей, обладающем очевидным маркером принадлежности.
Кикимора болотная.
Откуда в современной массовой культуре представление о кикиморе «болотной?
Ведь она домашний дух, обитает в жилых домах и хозяйственных постройках, «кикимора домовая», «кикимора кабацкая», «пустодомка».
Кикимора в фольклоре — такой же обобщённый персонаж, как эльфы и тролли у скандинавов. Под этим словом подразумеваются духи вообще. А поскольку нечистые духи по происхождению — это заложные покойники, то они могут быть не только домовыми, но и лесными, болотными и прочая. Никакой конкретной привязки к домам у кикимор нет. Это как с банником, который изначально был баянником, то есть баюном-убийцей, как Кот-Баюн, а потом слово смешалось с названием бани, вот и «переместился» персонаж. Кстати, этому могла способствовать и ассоциация влаги с прядением, на основании которой с кикиморой-шишиморой ассоциировалась и Мокошь.
Домовые, лешие.
Коснемся и чешской мифологии.
Скршитек. Множественное число-«скршитцы».
Ими являются Кржемелик и Вахмурка-герои мультсериала «Сказки мхов и папоротников».
Также «шкряток», «скшитек»..
Дух, живущий в доме, имеющий вид черной курицы, а ночью летающий и виде огненного змея и приносящий хозяину дома богатство, отобранное у других людей.Также этим словом могут обозначать духов, являющихся в виде небольших человечков, пядимужики(от слова «пядь » и «мужик») -полевиков, лесовиков ( Кржемлик и Вахмурка -лесовики, что логично).Учитывая этимологию слова «скшитек» (скрытый), это название духов вообще.
Вкалывают роботы, а не человек.
О големах. В книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» есть высказывание, что пражский голем был ни чем иным, как первым роботом. В современной массовой культуре , например, в компьютерных играх и настольных играх, также разница между големами (по крайней мере, если они металлические, а не гранитные и не алмазные,например) и роботами во многом стирается (и иными персонажами, созданными искусственно).Другое дело, что подчёркивается, что големы ( и им подобные персонажи) приводятся в движение посредством магии,и/или симбиозом магии и технологий. Можете Вы что-либо сказать по этому поводу?
Начиная с античных времён люди изучали механику, и, естественно, у них не могла не зародиться идея о механическом человеке. Семиты же были первыми, кто придумал теорию кодирования и двоичный код, поскольку их языки основаны на этом принципе: базовое значение заключено в трёхбуквенном корне, а лексические и грамматические модификации осуществляются с помощью гласных, которые вставляются между согласными. Уже Аристотель писал об автоматах, которые могут программироваться или управляться на расстоянии. В греческой мифологии такими автоматами были медный великан Талос, ходячие столики и механические прислужницы Гефеста, которые описывал Гомер. Есть отличные книги, где описывается в том числе и Голем.
Финал.
Подводя итоги разговора с Е.В.Сосниным, можно сделать следующие выводы. Во-первых, образы персонажей, знакомых нам по массовой культуры (фильмы, игры, книги) зачастую (хотя и не всегда) имеют глубокие корни, уходящие вглубь веков, в «дебри» мифологии и фольклора. Во-вторых, они могут здорово отличаться от того, чтобы было в фольклорном и\или мифологическом оригинале. Ну и в-третьих, почему персонаж из массовой культуры может сильно\не слишком сильно отличаться от своей изначальной версии-причины тому, как отметил Соснин, желание авторов и случайность. А чтобы выяснить, почему случилось так, а не иначе, необходимо проводить целое специальное исследование, и не факт, что оно увенчается успехом, поможет докопаться до истины.