×

Пейте в ужасе!

Депутаты Госдумы придумали новый способ борьбы с пьянством: группа народных избранников готовит поправки в законы «О рекламе» и «О защите прав потребителей». Задумка простая: на всех бутылках должны появиться огромные, не менее 40% от объёма, картинки устрашающего содержания. То есть всё так же, как на сигаретных пачках. И цель, в общем, та же – отпугнуть народ от пагубной привычки. Но даже если в законопроект будет принят, (а ведь будет, к гадалке не ходи), то затею депутатов ждёт провал. Разумеется, это моё частное мнение, но я готов его аргументировать.

Сначала давайте вернёмся к аналогии с курением.
Ну неужели до сих пор остались те, кто верит, что эти страшные картинки
работают? Да курильщики вообще не разглядывают сигаретные пачки! Человек не
глядя называет продавщице «свою» марку табака, не глядя прячет её в карман, а
потом так же автоматически достаёт из неё сигареты, пока они не закончатся. 

Впрочем, автор нового антиалкогольного проекта,
депутат Андрей Свинцов уверен в обратном. В интервью газете «Известия» он
заявил:

свинцов.jpg

«Согласно статистике, количество курильщиков в нашей стране уже сокращается. Это связано в том числе с такими пропагандистскими методами, как устрашающие картинки, ограничения по местам продажи и курения. В любом случае наши общие усилия по борьбе с курением дают результат».

Ссылаясь на статистику, никаких цифр Андрей
Свинцов не приводит. И привести не может – ведь отслеживая динамику понижения
(или повышения) числа курильщиков, невозможно проследить, как повлияли на
процесс картинки на пачках.

А с тех
пор, как сигареты убрали с витрин, все эти «страдания», «импотенции» и прочие
ужасы остаются вообще никем не замеченными. То есть идея провалилась. Да ведь и
идея-то была не новая – рисовать жуткие картинки на пачках придумали
австралийцы ещё в конце девяностых. И сами же через пару лет признали, что
затея бессмысленная.

Так почему же то, что не
сработало с сигаретами, должно сработать с водкой и вином? Складывается
ощущение, что группа депутатов ухватилась за понравившуюся идею, толком не
продумав, как воплотить её в жизнь. Например, не очень понятно, как Андрей
Свинцов и его коллеги намерены увязывать свой закон с оргкомитетом чемпионата
мира по футболу – 2018 в Москве? Ведь на время проведения «Мундиаля» Госдума
разрешила рекламу пива во время ТВ-трансляций. То есть на экране появится очень
много красивых роликов с пенным напитком.

И что, перед условным
четвертьфинальным матчем Россия-Англия мы увидим бутылку с потемневшей печенью
и надписью «цирроз»? Или на пиво закон распространяться не будет? В таком
случае грош цена этому закону, ведь именно пиво – самый популярный спиртной
напиток и основная причина подросткового алкоголизма.

Но чемпионат мира –
явление проходящее. В конце концов можно и подождать четыре года с принятием
закона, авось нация за это время не сопьётся. А вот что делать с иностранными
производителями алкоголя, которые уже много лет поставляют свою продукцию в
Россию? Возможен ли вариант, при котором коньячный дом калибра «Хенесси»
согласится на такие картинки на своей продукции? А этикетки винного дома «Ротшильд» украшены работами Кандинского, Пикассо и Тамайо. Под этими шедеврами
тоже появятся фото больных белой горячкой и язвой желудка?

Крупнейшие производители
вин и коньяков скорее прекратят поставки в нашу страну, чем согласятся на такое
обращение со своей продукцией. Так что законодательная инициатива Свинцова
может привести к серьёзным изменениям в российской экономике. А никаких
исключений либо поблажек в таком законе делать нельзя: во-первых, это будет
дискриминация отечественного производителя, а во-вторых, этанол содержат как
водка за 220 рублей, так и коньяк за 10 000 долларов, а значит и правила должны
быть одинаковыми.

Впрочем, в свете последних событий, возможен
вариант, при котором Россия будет готова вообще отказаться от элитного
иностранного алкоголя – всё ради здоровья нации и воспитания молодёжи. Но
воспитательная составляющая страшных картинок на бутылках тоже выглядит весьма
сомнительно.

Вот, например, представьте себе Новый год в
российской семье: за праздничный стол уселись нарядные ребятишки, а у папы с
мамой на бутылке шампанского огромная надпись «Острый панкреатит» с
соответствующей картинкой. И что дальше? Ребёнку ведь интересно, он спросит, что
это такое. Папа что-нибудь уклончиво ответит и тут же нальёт себе и маме под
бой курантов. Мораль: раз родители не боятся, значит панкреатит – это не так уж
и страшно. Пока алкоголь употребляют дома, даже в разумных количествах, детей
невозможно им напугать. Они будут думать: «Со мной не будет, как с дядей на
картинке. Я ведь вырасту умным и сильным, как папа».

И вообще, пугать людей в XXI веке – занятие крайне неблагодарное. В Италии страшные картинки
вообще стали частью алкогольной рекламной кампании. Правда там на винных
бутылках изображены не страдания людей, а кровавые диктаторы: Сталин, Муссолини
и даже Гитлер. И никто их не боится, наоборот: мой знакомый лично видел, как в
одном из магазинов Болоньи немецкий турист покупал вино с фюрером как «забавный
подарок приятелю».

гитлеры.jpg

Конечно, в Россию «Гитлера» или «Муссолини»
разумный человек привозить не станет, но вот бутылку со Сталиным или Лениным –
запросто. И весело с друзьями её разопьёт. Просто страх перед «красным
террором» больше не в моде. Точно так же как не будут в моде страшные картинки
на бутылках. В конце концов всё это мы уже проходили на советских плакатах. А
сегодня нам хватает и более актуальных ужасов, например вирус Эболы, планы
НАТО, санкции Запада и падение цен на уголь. Бояться картинок на бутылках никто
не станет, а значит антиалкогольный проект Госдумы обречён ещё до первого
чтения. 

Фото: google.images

Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp