«Почему Кемерово, а не Новокузнецк»: историк из Кузбасса поставил точку в споре городов
Александр Коновалов поделился информаций, которая до 2020 года была засекреченной.
Споры о том, что столицей Кузбасса должен быть Новокузнецк, а не Кемерово продолжаются давно. Интересные факты на эту тему опубликовал в своих социальных сетях историк Александр Коновалов.
«Из Российского государственного архива новейшей истории, что теперь находится в Москве на Софийской набережной, по ходатайству губернатора С. Е. Цивилева получены сопроводительные документы к постановлению Политбюро ЦК ВКП(б) от 25 января 1943 года «Об образовании Кемеровской области». Вплоть до февраля 2020 года эти документы находились на секретном хранении…», — сообщил кемеровский историк.
Как отметил автор поста, ценными в этом деле можно признать несколько документов. Это карта «К проекту об образовании Кемеровской области», а также список городов и районов области, представленных к выделению с необходимыми статистическим показателями.
Александр Коновалов пояснил, что теперь в совокупности с другими документами из Госархива Российской Федерации (периода образования Кузнецкого округа Сибирского края, который представлял собой территорию классического Кузбасса) можно понять логику авторов идеи размещения «областной столицы» в Кемерове.
«Административный центр стремились приблизить к центру географическому. Как отмечали в документах периода объединения Щегловского и Кузнецкого уездов в 1924 году, при обосновании выбора будущего центра округа, «то, что таковым не может стать город Кузнецк, сомнений не вызывает». Объяснялось просто: «Поскольку он, благодаря расположению своему на правом «таёжном» берегу Томи и на южной малонаселенной окраине округа, постепенно теряет свое значение и не может претендовать на избрание его окружным центром», — написал Александр Коновалов.
Он отметил, что идеальным городом для обустройства окружных учреждений виделся будущий Ленинск-Кузнецкий.
«Многие знают, что посёлок Ленино и должен был стать центром округа, но поскольку помещений для обустройства окружного начальства там не имелось, временно разместили центр округа в Щегловске (бывшем уездном городе)», — подчеркнул автор поста.
Далее он отметил, что после ликвидации округов в условиях строительства Кузнецкого комбината у возникшего на карте Кузбасса Сталинска (Новокузнецка), бесспорно, появился шанс получить новый административный статус. Этому способствовал резкий рост численности города (по состоянию на январь 1943 года — 165,6 тыс. человек в Сталинске против 132,8 тыс. в Кемерове), мощная строительная база, а также наличие необходимых помещений для организации областных учреждений.
«Но выделили ещё и районы, никогда к Кузбассу не принадлежавшие и не входившие в состав Кузнецкого округа. К Кузбассу добавили территорию площадью почти в 38 тысяч квадратных километров, ставшую севером и северо-востоком Кемеровской области. И в этих условиях делать Сталинск центром области, где есть Мариинск, Тайга, Ижморка, Тяжин и Тисуль, да еще и Зырянский район (отошедший в августе 1944-года в Томскую область), по моей версии, посчитали явно неоправданным. К тому же требовалось обеспечить бесперебойное руководство Кузбассом в условиях падения угледобычи и необходимости перемещения огромного числа учреждений из Новосибирска в новый областной центр. Город Кемерово имел здесь явные преимущества и на карте из сопроводительного дела это хорошо видно», — завершил Александр Коновалов.