×

Правительство раскритиковало «антимагницкий закон»

Вице-премьер по социальным вопросам Ольги Голодец и замминистра иностранных дел Сергей Рябков направили в администрацию президента письма, в которых они  высказывают жесткую критику закона. Известно также, что в Дмитрий Медведев в курсе претензий и  даже сам, «будучи юристом, ознакомился с письмом, а также привлек к делу профессионалов».

Об этом сегодня пишут «Известия», в распоряжении которых оказались документы.   Как сообщает издание, скандальные поправки к «закону Димы Яковлева», ставшего ответом на «акт Магнитского», запретили американцам усыновлять сирот в России. Одобренная Думой и Совфедом резонансная инициатива вызвала негативную реакцию со стороны правительства Дмитрия Медведева. Против уже выступали глава МИДа Сергей Лавров, министр финансов Антон Силуанов, министр по связи с Открытым правительством Михаил Абызов, министр образования Дмитрий Ливанов и вице-премьер Ольга Голодец. Последняя даже написала письмо в Кремль со своими аргументами.

При этом, Голодец раскритиковал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отметив, что «не всегда приятно узнавать о служебной переписке из СМИ», а точку зрения вице-премьера поддерживают не все представители правительства. 

Однако на этом острая дискуссия правительства и Кремля не закончилась. 26 декабря премьер-министр Дмитрий Медведев публично объяснил, что вице-премьер Ольга Голодец заранее предупредила его о своем письме президенту России Владимиру Путину по «законопроекту Димы Яковлева». Как указал Медведев, он сам, будучи юристом, ознакомился с письмом, а также привлек к делу профессионалов.

«Известиям» удалось ознакомиться с конкретными аргументами Голодец — они изложены в письме на имя главы администрации президента Сергея Иванова.

В письме Городец критикует поправки к «закону Димы Яковлева» по семи пунктам. Среди ее претензий — их противоречие п. 4 ст. 124 Семейного кодекса, оговаривающему усыновление детей иностранными гражданами. Также она упоминает об ограничении действия п. 2 ст. 3 и ст. 21 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, в которых признается возможность его усыновления гражданами других государств в случае отсутствия альтернативы на родине.

Ограничение этой конвенции повлечет за собой нарушение ст. 26 и 27 Венской конвенции о праве международных договоров, согласно которым государство не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. Это повлечет негативную реакцию со стороны ООН, вплоть до требования о выходе из конвенции, отмечает Голодец.

По данным Голодец, международное соглашение об усыновлении между Россией и США ратифицировано 28 июля 2012 года. А окончательное прекращение взаимоотношений американской стороной произойдет только через год после принятия федерального закона и направления ноты в США.

С разрывом соглашений прекратится осуществление контроля за 59 тыс. сирот, усыновленных американцами с 1993 года. Кроме того, принятие поправок нарушит сотрудничество Москвы и Вашингтона в области законодательства и правоприменительной практики в сфере усыновления, полагает вице-премьер.

Голодец напомнила, что для реализации соглашения об усыновлении в Госдепе создано спецподразделение, регулярно консультирующееся с российской стороной.

Пресс-секретарь Ольги Голодец Алексей Левченко отказался комментировать «Известиям» служебную переписку, которую ведет вице-премьер с администрацией президента. Однако он отметил, что консультации по поводу «антимагнитского закона» продолжаются, что делает возможным появление новых возражений.

С позицией Ольги Голодец солидарен Минюст, следует из письма МИДа на имя первого замруководителя аппарата правительства Сергея Приходько. 14 декабря аппарат правительства поручил Министерству иностранных дел совместно с Федеральной службой безопасности (ФСБ), Федеральной миграционной службой (ФМС), Минюстом и Институтом законодательства рассмотреть закон, который даст ответ на «акт Магнитского». 25 декабря поправки ведомств были отправлены в Кремль.

Из письма следует, что Минюст, как и Голодец, полагает, что скандальные поправки не стыкуются с Семейным кодексом и ст. 21 Конвенции о правах ребенка от 1989 года. 

Кроме этого, из письма выясняется, что многие ведомства не только критикуют поправки, запрещающие усыновление, но и предлагают изменения в сам «закон Димы Яковлева», который накладывает санкции на американцев, причастных к нарушению прав граждан России. До сих пор ни один чиновник не выступал против этих предложений. 

Так, Минюст предупреждает о правовых коллизиях — гражданина США нельзя будет судить в России из-за визовых санкций.

В письме излагается и точка зрения Института законодательства при правительстве. Его эксперты полагают избыточным запрет на любые сделки с арестованным имуществом попавших под санкции иностранцев. После ареста никакие сделки в соответствии с законами России уже не могут быть произведены, напомнили эксперты института.

ФМС, как следует из письма, ограничилась технической ремаркой. Ведомство предложило обосновать запрет на въезд в Россию иностранцам из «списка Димы Яковлева» имеющимся в законопроекте изменением в подпункте 7 ст. 27 № 114-ФЗ от 15 августа 1996 года.

У МИДа тоже есть техническое предложение. Замглавы ведомства Рябков просит передать правительству полномочия по определению порядка и органов, ответственных за исполнения закона, и готов направить американцам ноту о денонсации соглашения об усыновлении. При этом общая концепция законопроекта и его политическая целесообразность не вызывают у МИДа возражений. «Закон Магнитского» носит явно дискриминационный характер по отношению к Российской Федерации», — подчеркивается в письме.

Представители МИДа и Минюста были недоступны для комментариев. В ФМС «Известиям» предложили прислать факс с запросом — на момент сдачи номера в печать ответа не последовало. 

По мнению вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, возражения министерств говорят об их желании отмежеваться от законопроекта.

— С имиджевой точки зрения — это очень плохой закон. Те, от кого зависело принятие решения, то есть Госдума и Совфед, дисциплинированно проголосовали за. А исполнительной власти выгоднее подчеркнуть, что они за этот закон никак не отвечают, но со своей стороны о рисках предупредили. Так они оставляют себе пространство для маневра.

Эксперт отметил, что налицо конфликт в правительстве.

С министрами и экспертами не согласны депутаты, которые по прежнему настаивают, что нужно не отдавать детей иностранцам, а усыновлять самим: 

— Мы получили поддержку председателя партии, он сказал, что это слабость нашей страны ? отдавать сирот в другие страны в таком количестве, я давно поднимала эту проблему и очень рада, что произошла такая подвижка, сироты должны находить семью в России, сделать это реально, — настаивает депутат от фракции «Единой России» Екатерина Лахова. 

Для принятия законопроекта не хватает только подписи Владимира Путина. Совет Федерации на заседании в среду 26 декабря одобрил «закон Димы Яковлева». Сенаторы единогласно поддержали скандальный законопроект: за проголосовали 148 членов верхней палаты, из них пять — заочно через спикера Совфеда Валентину Матвиенко, 18 же проигнорировали голосование. На заседании парламентарии рассказывали о тяжелой жизни сирот в США и жестко раскритиковали противников закона. 

«Закон Димы Яковлева» стал ответом на «список Магнитского» — перечень лиц, причастных, по мнению американских законодателей, к гибели в СИЗО «Матросская Тишина» юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. Этим госслужащим запрещено ездить в США и иметь там банковские счета.

Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp