Провинциальная мода: взгляд исподлобья
Давно хотел побрюзжать на так называемых модников и модниц. Да, именно побрюзжать. Как старый дед. А почему бы нет?!
Что такое мода? Кто её выдумывает, кто «законодАет»? Нет, я даже говорю не о той высокой моде, недели которой устраивают в Париже, Москве и других модных городах. Я говорю о той провинциальной манере одеваться, которую почему-то нашими согражданами и согражданками принято называть «модой».
«Это модно!», — говорят они, при этом выглядят так, будто погорельцы пришли на склад гуманитарной помощи и надели на себя то, что подошло по размеру и погоде, и то не всегда.
Особенно забавляют представители модников, которые черпают свои представления о моде в журналах и по ТВ, в разных шоу и т. п. «Модный приговор», например. Приезжает к ним тётя-мотя из-под Пскова. И эти законодатели такие: «Ах, как вам такое в голову пришло такое надеть, снимите это немедленно!» (или это из другой передачи?). А она: «У меня зарплата 10 тысяч, двое детей, муж алкаш…», а они ей в ответ: «Не гневите мой ажурный бант! Всё равно так одеваться нельзя! Вы же женщина! Вы — мать! Вы… УЧИТЕЛЬ! Нужно одеваться свежо, просто, но со вкусом! Наденьте это платье с последней выставки в Венеции. Вот, видите, совсем другое дело!»… С другой планеты люди.
Понятное дело, что одеться так, как в гламурных дорогих журналах, не получится, поэтому напяливают на себя всё, что можно найти похожее. Или купят себе дорогих элементов одежды там-сям и потом напялят. Вместо картинки собранного пазла получается нечто из разноцветных кусочков лего-конструктора, демонстрируя при этом полнейшую безвкусицу и антиэстетизм.
Но это ещё не самое страшное в провинциальной моде. Самое страшное – это отсутствие оригинальности и своеобразности, что с лихвой заменяется желанием выделиться, но на практике подобные стремления превращаются в чёрте что, в завуалированное стремление быть похожим на всех. Ведь в большинстве случаев вся оригинальность сводится к тому, чтобы купить в бутике, к примеру, арафатку, но не красно-белую, а оранжево-белую и повязать ее не слева направо, а наоборот. Ну и всё в этом же духе. Выделиться в безликой массе подобных выделенцев.
Однажды я где-то прочитал фразу для модниц: «Запомните, оригинальность в одежде – это всегда хорошо. Но важно, чтобы ваш оригинальный костюм не выглядел как костюм клоуна». По-моему, замечательное правило. Правда, если полгорода ходит как клоуны, уверенные в том, что они выглядят круто, тут уже сложнее. Против общественного мнения-одобрения-принятия не попрёшь!
Когда мне было лет 15, я жил в славном городе Белово. В середине 90-х весь город одевался исключительно на местном вещевом рынке. Вещи туда везли шотландками – китайскими клетчатыми тюками, — из Новосиба, а в Новосиб из Китая. Кто тогда был законодателем моды, я не знаю. То ли сами китайцы, то ли парижские мэтры, а китайцы потом уже, выкрав выкройки, лихо штамповали всё это тряпьё, но только городок наш жил по одному принципу. Модно было то, что появилось на базаре. Так называемые новинки.
В первое воскресенье появились, допустим, китайские «траурные тапки» (траурными они назывались потому, что ходили слухи – в этих тапках китайцев хоронят) – такие обычные чёрные кеды без шнурков с резиновой подошвой, как у Брюса Ли (так говорили).
Купили их родители пацанам, — всё! Тренд! (Тогда, правда, такого слова не было, как и слова «модно» никто не употреблял. Употребляли слова гораздо сочнее, но печатать их скоро будет нельзя, так что я заранее не буду).
В следующий базарный день, то бишь через неделю, тапки скупают как турецкие кожаные куртки и китайские пуховики, через месяц каждый второй ребёнок в Белове ходит на физру в траурных тапках. Или, помню, была как-то мода на болоньевые куртки. Вернее, они были сделаны из какого-то прорезиненного материала, с виду похожего на хитиновый панцирь жука. Я уж молчу про все эти абибасы-спортивки, в которых ходила добрая часть далеко не спортивного поведения молодых подростков города.
…Вот вы говорите «модная одежда». А какая именно это одежда? И опять же, кто определяет, что модно в этом сезоне, а что нет. Одним росчерком чьего-то модного пера, например, какого-нибудь супермодного дяденьки нетрадиционной ориентации, под нож пускают миллионы зверьков, детёнышей тюленей, соболей, шиншилл и прочую пушнину. А если кому-нибудь из этих модников придёт в голову, что этой зимой будет в моде шуба из кошек? И никакие глазки Кота из «Шрека» и восхищённые возгласы «ути-пути, какие милые кисы» ВКонтакте не спасут четвероногих от судьбины прикрыть чей-нибудь модный задок. В СССР в конце 80-х модно было носить шапки «из Шарика», так отлов бродячих псов поставили на поток. Помните Белого Бима?
А какому моднику пришло в голову сделать модными штаны-шаровары? Это такие, у которых мотня чуть выше колена. Ребята, особенно парни, вы в зеркало на себя в них смотрели сзади? Ничего не напоминает? Именно так вы выглядели в детском саду после того, как наклали себе в колготки! Да-да! Сходите в ближайший детсад и убедитесь в сходстве! А ещё люди в таких штанишках похожи на карликов кривоногих. Мода модой, но должно же быть какое-то базисное чувство эстетичности.
Как у Антон Палыча: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Что творится в голове модника в штанах–колготках?! Есть ли там что-то прекрасное? Наверняка что-то есть…
А кто бы мог подумать, что валенки и резиновые сапоги снова войдут в моду?! Десять лет назад мою однокурсницу, которая приехала в Кемерово из деревни, засмеяли местные девчонки, когда она в лютый мороз пришла на пары в валенках. Эти модные дуры в итальянских сапожках да колготочках ж…пы морозили, но всё равно тёплые валенки засмеяли. А приди она в резиновых сапогах, что б было?! «Колхоз! Деревня!».
А нынче погляди в окно! Как только осень настала, дожди, слякоть, грязища, как в селе Кукуево, стало очень удобно барышням, что резиновые сапожки нынче в моде, а то б ходили в промокших расхлябанных итальянских ботиночках. Да и зимой мода нынче на стороне здоровья — валенки со стразиками – самое то! Тренд! И подарить персоне не стыдно.
Ещё очень забавляет в нашей провинциальной моде тенденция – слышу звон, да не знаю, где он. Речь идёт о тех, кто ведётся на всякие бренды. Это особенно заметно на периферии. Покупают люди шмотьё китайское, но в выборе товара руководствуются названием бренда. И фиг с ним, что он написан неправильно (чего только всякие Абибасы, Адабасы и Абидасы стоят?!), или правильно, но сама тряпочка явное китайское гэ. Покупают и носят. И выглядят весьма комично. Допустим, идёт паренёк, по всему видно, что настоящий пацан: в кепочке, трениках и семки лузгает. А на маечке большие буквы красуются D&G. Модно! Трендово! Наверняка купил на базаре, потому что «ништяк тема». Но знал бы ты, касатик, кто такие эти D и G, ты бы эту майку сжёг в бане подальше от посторонних глаз.
Обидно становится за людей. Сами того не желая, они идут на поводу у никому неизвестных людей или машин, которые, быть может, методом выбора случайных чисел создают законы моды.
З.Ы. Конечно, настоящие модники, которые в теме, раскритикуют меня и обвинят в профанстве. Многие люди верят, что мода – это искусство, создаваемое чуть ли не богами. Возможно. Но только не для нас с вами, и не сейчас. Стремление к прекрасному лицу и одежде похвально, только Антон Палыч ещё про душу и мысли говорил. Может, начать с них, да культуру бытия подтянуть, а там, глядишь, каждый сам себе модельером станет и сам для себя определит, что ему модно, а что нет.
По-моему, отлично побрюзжал :)