Рассказ о том, как я искал редкие фото Владимира Высоцкого
Несколько лет назад я жил некоторое время в Краснодаре. Работал в местном филиале российского телегида. Работал недолго, быстро понял, что не моё. Зато за это непродолжительное время получил несколько бонусов, в том числе интервью со Светличной, Варлей, ещё несколькими актёрами театра и кино, бесплатные билеты на «Чайф» и музыкальный фестиваль «Кубана» и т. п. Но особенно мне запомнился следующий эпизод: летом из Москвы прислали задание – во что бы то ни стало найти редкие фотографии Владимира Высоцкого. Почему-то поручили это дело мне. И к большому удивлению московской и краснодарской редакции, и к огромному своему удивлению, я их нашёл.
Поиски начал стандартно: порылся в Интернете, попытался узнать, а Высоцкий вообще был в Краснодаре? Может, и был… Нашёл телефон местного частного квартирного музея им. Высоцкого, но оказалось, что его хозяин, он же хозяин квартиры, переехал вместе с музеем в Сочи, где его след теряется. Уже не помню, как именно, но вышел я на местных бардов и через несколько телефонных номеров связался с одним большим почитателем творчества Высоцкого. И, о чудо! У него оказалась в распоряжении фотографии со старой фотоплёнки, на которой запечатлена поездка Высоцкого в 1976 году в Иркутскую область, Бодайбо, на золотые прииски. Мало того, когда мы с этим бардом созвонились, и я, поплутав по витиеватым улочкам одноэтажного Екатеринодара, таки нашёл его дом, и он скинул мне на флешку папку оцифрованных с плёнки фото, бард сообщил мне, что комментарии к фотографиям я могу получить у Мончинского, и дал его телефон. Тогда я ещё не знал, кто это, но вскоре познакомился.
Даю справку: Леонид Васильевич Мончинский родился в Смоленске 6 августа 1935 года. Образование высшее — Иркутский государственный университет. Работал журналистом в газетах и журналах, в том числе в «Советской молодежи», собственным корреспондентом в агентстве печати «Новости». В начале 1970-х годов познакомился с легендарным руководителем артели золотодобытчиков Вадимом Тумановым и уехал из Иркутска работать к нему в артель. Мыл золото в артелях «Витим», «Лена», «Печора». Во времена работы в «Лене» в 1976 году к Вадиму Туманову приезжал Владимир Высоцкий. Мончинский был с ним заочно уже знаком, и теперь состоялось знакомство непосредственное. Они общались две недели. Интерес поющего поэта привлёк тот факт, что большинство путевых старателей в артели — бывшие зэки, отбывавшие наказание на Колыме. Вскоре Высоцкий с Мончинским в соавторстве написали книгу о судьбах заключенных «Черная свеча». Также Леонид Васильевич — автор повести «Прощенное воскресенье», за которую удостоен литературной премии Василия Шукшина. По этой повести кинорежиссер Николай Стамбула поставил фильм «Волчья кровь». В настоящее время проживает в Краснодаре.
Купив в книжном «Чёрную свечу» и распечатав фотографии на конторском принтере, я отправился на встречу. Что сказать? В августе минувшего года Мончинскому исполнилось 77 лет. А с виду и не скажешь. Видать, и правду говорят, — что нас не убивает, делает сильнее. Золото мыть, это вам не маршрутку водить. Я запомнил его руки. Эдакие оковалки, кулачища, все в шрамах, говорит, с детства боксом увлекался, и даже весьма профессионально. На голове, кажется, тоже были шрамы – на золотых приисках работал особый контингент. В общем, МУЖИК. Жаль, сфотографировать его не смог и его иконостас Высоцкого на стене, батарейки в фотоаппарате, как всегда, внезапно подвели. В общем, сели мы, я достал пачку распечатанных фото, и Манчинский начал рассказывать.
Не возьмусь утверждать, что сейчас, спустя несколько лет, я всё точно воспроизведу и ничего не напутаю, как не стану и утверждать, что данные фото действительно какие-то уникальные, редкие и т. п., тем более в эпоху развитОго Интернета. Просто решил поделиться, всё-таки у Высоцкого недавно был бы юбилей, а творчество его я люблю и уважаю, слушаю с тех пор, как себя помню. В детстве до заикания заслушал пластинку с «Жираф большой, ему видней!», мне она казалась детской песенкой. Ну, начнём, пожалуй!
Итак, в середине июня 1976 года Владимир Высоцкий прилетел в Иркутск с известным организатором старательского дела Вадимом Тумановым, у которого в то время старался писатель Леонид Мончинский. Вместе они отправились в Бодайбо — центр золотодобычи Сибири. Там Высоцкий дал пару концертов на производственных участках и познакомился поближе с бытом и трудовыми буднями старателей артели «Лена»
Комментарии к фото Леонида Мончинского:
В поезде ехали в Нижний Удинск, где находился один из участков золотодобывающей артели. Высоцкий, взяв гитару, в купе начал тихо напевать, и проводница изумилась: «Прям совсем как Высоцкий!».
Берег реки Лена. Высоцкий с Юрием Андреевичем Елистратовым – первым секретарем горкома г. Бодайбо. Вопреки должности очень приличный человек.
Переправа через Лену. Туманов, Высоцкий, Елистратов.
На р. Ангара. Слева направо: Важа Церетели – бывший заключенный, старатель, заместитель Туманова, Анатолий Тюркин — завбазой артели «Лена» в Иркутске, Высоцкий, сын Туманова – Вадим.
На р. Ангара. Важа Церетели, Высоцкий, Мончинский.
Берег Иркута, местная воинская часть. Высоцкому дали пострелять в местном тире.
На р. Иркут. Мончинский, Высоцкий.
Берег Иркута, местная воинская часть. Небольшой пикник.
На оз. Байкал. Слева направо: Мончинский, Высоцкий, Туманов мл., Церетели.
Аэропорт Иркутска. Слева направо: Анатолий Тюркин – завбазой артели «Лена» в Иркутске, Высоцкий, Мончинский.
Аэропорт Иркутска. Высоцкий дает автограф местному герою соцтруда.
Аэропорт Иркутска. Высоцкий и Мончинский.
Аэропорт Иркутска. Высоцкий и Мончинский обсуждают будущий совместный труд – роман «Черная свеча» о жизни заключенных Колымы.
«Нам же нужно было написать такую книгу, чтобы нас не сразу посадили. Конечно, споры у нас были, что писать, что не писать. Нужно было как можно больше правды, вот что нас мучило больше всего.
Высоцкий хотел сразу писать сценарий и снимать фильм в США. И сняться в нем в главной роли. В США потому, что у нас, разумеется, никто бы не позволил снимать такой фильм. Его бы кончили у нас сразу. Назад бы ему дороги не было, но я бы не сказал, что он хотел эмигрировать в Америку. Вовка просто рисковый был человек».
Высоцкий и Мончинский на р. Ангара.
Аэропорт Иркутска. Слева направо: Шалико, Высоцкий, Вадим Туманов младший, Вадим Туманов старший.
Аэропорт Иркутска. Слева направо: Вадим Туманов младший, Павел Варлей, Высоцкий.
Старатели артели «Лена». Слева направо: старатель Константин Ведерников, старатель Зимин, директор Туманов, летчик – приятель Туманова, Высоцкий.
«В артели «Лена», большинство рабочих были бывшими заключенными и среди них был один вор в законе, который не работал, а приглядывал за работниками. Он был очень проницательный… Например, какой-нибудь работяга только начнет озираться еще, задумывать прикарманить намытое им золото, а этот вор в законе уже его замыслы раскрыл. Такой вот был человек. Все его, конечно, уважали. И вот, когда мы приехали с Володей в артель, подходит к нему этот вор в законе, дескать, пройдемте, я вам все тут покажу, а Высоцкий повернулся к нему спиной и спрашивает у меня: «Лень, куда мы там собирались идти?! Пошли!». Вор в законе, конечно, был шокирован – что за неуважение к его персоне, и даже начал какие-то претензии предъявлять, но его быстро урезонили. Ему просто сказали: «Остынь, просто этот человек вне твоей иерархии! Ты для него не авторитет!». И это действительно так и было».
Вадим Туманов показывает Высоцкому свою артель.
В артели «Лена». Слева направо: старатель Ведерников, Высоцкий, старатель Зимин, директор Туманов.
Мончинский, Высоцкий, Туманов в Бодайбо у мемориала павшим в борьбе за дело рабочего класса.
В квартире Мончинского в Иркутске.
Вадим Туманов с Высоцким на станции Зима.
«Когда мы возвращались на поезде из Нижнего Удинска в Иркутск, проезжали через эту станцию. Остановились. Вовка говорит – «Лень, давай выйдем, сфотографируемся. Я потом Женьке Евтушенко позвоню, скажу, что я на его Родине был». Выскочили, сфотографировались. Высоцкий очень весёлый и довольный был. Потом сел обратно в купе и задумчиво сказал: «Обыкновенный городок, но, видишь, как получилось, поэт в нем родился!»
Тюркин, Высоцкий, Мончинский. Станция Зима.
(Эти и другие фотографии я залил в раздел «Фоторепортаж»)
Сидели мы долго, беседовали, Мончинский приносил и показывал всё новые фото из личного архива, показал лоток, которым Высоцкому даже удалось намыть немного золотого песка во время той поездки, но глядя на часы, я понимал, как бы ни хотелось ещё послушать этого интересного человека, внизу давно ждёт в душной машине на жаре конторский водитель. Пришлось сворачиваться. Леонид Васильевич подписал мне «Чёрную свечу», немного рассказал, как они периодически созванивались с Высоцким, обсуждали и редактировали главы книги, как после смерти соавтора он дописывал её один, и какой трудный и долгий путь к читателю прошла книга о зэках.
Позже я нашёл вот эту справку в Интернете: «Высоцкого поразили судьбы старателей, прошедших советские лагеря, и он сразу же предложил создать фильм о судьбе бывших осужденных. Он хотел, чтобы этот фильм был создан в США и непременно желал сыграть в нем главную роль. Однако сначала было решено написать книгу. Первая ее часть «Побег» была создана в соавторстве — Владимиром Высоцким и Леонидом Мончинским. Вторую часть — «Стреляйте, гражданин начальник!» Леонид Мончинский завершил уже после смерти Высоцкого, в 1984 году. Книга долгое время ходила по рукам в виде самиздата, первыми ее читателями стали старатели артели «Печора». В 1990-х годах книга наконец была напечатана. Правда, в виде пиратских неполных копий. Тираж издания был ошеломляющим — около 2 млн экземпляров. Полный вариант книги (с недостающими главами) был издан только в 2003 году в Белгороде».
На этом мы распрощались. Я пообещал привезти экземпляр журнала с его интервью и фотографиями, но в журнал попало всего одно фото из пятидесяти, под которым была какая-то малюсенькая стандартная надпись. Везти ЭТО было как-то неудобно. Ну, я и не поехал. И не позвонил. Жаль.