Россия не хочет угля
В принципе, никому не интересны проблемы Кузбасса. Высоко сидящие люди испытывают вожделение и восторг при слове «газ», но досаду и скуку при слове «уголь». Газ – это красивая труба с долларами, а уголь – чумазые вагоны с проблемами.
Угольные компании Кузбасса подводят первичные итоги работы в 2013 году (как известно, финансовый год завершается 31 марта). Натуральные показатели не радуют, а доходно-расходные будут известны только собственникам.
Но рядовым гражданам есть, над чем задуматься и крепко чесать в затылке, если посмотреть опубликованные накануне показатели крупнейшей угольной компании региона: «Кузбассразрезуголь» отгрузил в минувшем году потребителям 40,7 миллиона тонн угля вместо 45,2 млн тонн в предыдущем 2012 году. Падение на 10 процентов, в натуральном выражении – на 1000 эшелонов меньше.
Не стоит напоминать, что и цена стала меньше.
Абсолютно все падение продаж сформировано в России: от кузбасского угля отказался внутренний рынок, ибо на экспорт менеджеры «Кузбассразрезугля» сумели продажи нарастить, хотя бы на 3 процента. Правда, по меньшей цене, чем год назад.
При этом добыча коксующегося угля сохранилась на прежнем уровне, металлурги остались покупателями кузбасского угля. А кто отказался? Ну, ни кто иной, как энергетики, в природе всего два основных потребителя нашего провинциального богатства.
А ведь проходят исторические и эпохальные совещания, принимаются среднесрочные и долгосрочные программы, в которых кузбассовцы пытаются застолбить особый пункт о том, чтобы росла доля угля в российской энерегетике, в производстве тепла и электроэнергии.
Чтобы угля жгли больше, а газа меньше.
Звучат требования, раздаются обещания, а как подводят итоги – цифры упрямо скачут в противоположную сторону от запланированного направления.
В принципе, никому не интересны наши проблемы. Высоко сидящие люди испытывают вожделение и восторг при слове «газ», но досаду и скуку при слове «уголь». Газ – это красивая труба с долларами, а уголь – чумазые вагоны с проблемами.
Экономическая ситуация складывается так, что абсолютно не понятно, как Кузбасс из нее вырулит. Москва поможет старые шахты закрыть, а куда девать уголь с современных рентабельных чудо-предприятий – это не столичные проблемы. Однако, стоить признать, что будь оснащение шахт и разрезов оборудованием на уровне 20-летней давности, то неплатежи уже бы заколдобили весь регион. Сегодня худо-бедно движение сохраняется, но ближайшие перспективы очевидны: слабые предприятия сдохнут, сильные похудеют.
Хорошо бы было, кабы под этот кризис из отрасли выгнали компании, которые снимают с кузбасского угля сливки, но не вкладывают обещанных инвестиций ни в обогащение угля, ни в энергосети, ни в железнодорожные ветки, ни в условиях для рабочих.
Таких паразитов, вложивших излишние московские капиталы в приобретение лицензий на добычу угля, в Кузбассе немало. Они известны. Срывая свой куш, они разбивают кузбасские дороги общего пользования китайскими грузовиками и сотрясают воздух псевдонаучными докладами про кластеры и инновации. Это не преступники, просто ловкие лицемеры, которые портят угольный рынок.
Москва их не зачистит. Профессионального сообщества, как СРО строителей, у горняков нет, принципы профессиональной этики, нормы и правила рыночного поведения в отрасли устанавливать и требовать надлежащего поведения некому. А потребность такая есть.
Проблемы угольщиков – это всегда проблемы всего Кузбасса. Остается молиться на менеджеров по продажам, которые смогут продать наши миллионы тонн за рубеж. Они уже полтора кризисных года копытят весь мировой рынок и, в принципе, работают успешно. Тот же «Кузбассразрезуголь» поставил задачу в новом году отгрузить на экспорт, на Восток и Запад, 29 млн тонн вместо 25,8 млн в минувшем году.
Ибо в России мечты горняков не сбываются.