Сегодня адресно-справочная служба отмечает свой 203-й день рождения
Высочайшим Указом от 15 октября 1809 года в обеих столицах Российской империи в составе городской полиции были созданы Конторы адресов, с 1839 года преобразованные в Адресные экспедиции.
Эти учреждения, возникшие еще до наполеоновского нашествия, просуществовали почти 80 лет, сообщает пресс-служба кузбасского УФМС. О сущности их будущей деятельности в указе сказано: «Желая привести в известность многочисленный класс людей, отправляющих разные должности в частных домах обеих столиц по найму или другим условиям, и имея особенно намерение обязать оный к доброму отправлению различных званий домашних…».
В указе от 15 октября предполагалось, что штат конторы будет состоять из двух правителей — одного русского и одного иностранца или русского, владеющего французским, немецким, английским и итальянским языками, двух секретарей, двух переводчиков, казначея и четырех писарей. Контора адресов выполняла две важные функции: финансовую и полицейскую. Желающие устроиться на службу в столицах оставляли в конторе адресов паспорт и вместо него за плату получали билет на жительство.
В 1839 году Контору адресов преобразовали в Адресную экспедицию, а при ней открыли адресный стол «для доставления всем и каждому из желающих нужных сведений о месте жительства пребывающего в столице». Такой же адресный стол появился и в Москве, но только в 1861 году, «по примеру Санкт-Петербурга». Адресные конторы в Петербурге и Москве просуществовали до 1888 года.
Второе рождение адресные подразделения получили после Октябрьской революции 1917 года. 4 мая 1923 года НКВД РСФСР утверждено положение «Об адресных бюро и адресных столах в РСФСР». В положении указано, что означенные организации учреждаются при городских управлениях милиции для ведения точной регистрации и учета населения в городах и для выдачи адресных справок как учреждениям, так и частным лицам.
После введения прописки населения еще более расширились возможности адресно-справочной работы. В связи с этим циркуляром НКВД от 11 ноября 1926 года было объявлено новое Положение об адресных бюро и адресных столах в РСФСР. С принятием данного Положения в основном завершилось становление адресных бюро. До последнего времени адресные бюро являлись подразделениями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД крупных муниципальных образований. При реорганизации федеральной миграционной службы в составе ее территориальных подразделений были образованы отделы адресно-справочной работы, ставшие правопреемниками адресных бюро.
Основной функцией отделов является организация и осуществление работы по выполнению административных процедур формирования, хранения, использования и предоставления адресно-справочной информации.