×

«Снежинки», «миллениалы», «клубничное поколение»: психолог объяснила, почему сейчас молодёжь такая

Но подрастает новое поколение.

Доцент кафедры теоретических основ социальной психологии факультета «Социальная психология» МГППУ Ольга Даниленко в интервью RT рассказала об особенностях современной молодёжи и их связи с более старшими поколениями.

По словам Даниленко, большинство современных социологов пользуется систематизацией поколений, предложенной американскими учёными Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом, где каждое поколение — это люди, рождённые в 20-летний промежуток после Второй мировой войны. В СССР это поколение называли поколением победителей, или поколением оттепели.

В США поколение, которое родилось с 1946 по 1964 год, называется поколением беби-бумеров — тогда в американском обществе наблюдался всплеск рождаемости. В целом послевоенное поколение отличается оптимизмом и жизнерадостностью. После беби-бумеров идёт поколение X — это те, кто родился в период с 1965 по 1980 год. Они очень самостоятельные, потому что их родители всегда были заняты работой.

Следующее поколение — Y, родившиеся с 1980 по 2000-е. Ещё их называют миллениалы, — инфантильные люди, которые увлекаются фэнтези, возводят музыкантов и актеров в ранг кумиров и в принципе хотят уйти в мир грёз от реальности. Они не любят долго и монотонно трудиться, они ищут своё призвание, мечтают о быстром успехе и очень высоко ценят себя. А ещё — очень мягко воспитывают своих детей, поколение зумеров, или поколение Z, ещё называют первым непоротым поколением.

Как отмечает Ольга Даниленко, принято считать, что многим зумерам трудно управлять своими импульсами, эмоциями, трудно дружить, они часто обращаются к психологам с жалобами на одиночество и отсутствие настоящих друзей. Но при этом поколение Z очень любопытное, умеющее заявлять о себе, чего не хватало их предшественникам.

При этом существуют классификации, которые как бы «объединяют» миллениалов и зумеров. Например, в Америке выделяют поколение «снежинок», для которых характерна .уверенность в своей исключительности, а также погружённость в собственные переживания и нетерпимость к отличному от их собственного мнению. Например, они могут организовать настоящую травлю, требуя запретить сказку из-за недостаточной политкорректности, и т. д.

В Китае тоже выделяют поколение, схожее со «снежинками» в США, но называют таких людей «клубничное поколение». По мнению китайцев — это непокорные, избалованные, эгоистичные и высокомерные люди. Представители этого поколения росли под сильной опекой родителей, в условиях экономического благополучия. Их сравнивают с тепличной клубникой. Попадая в какие-то проблемные ситуации, такие люди с трудом выдерживают социальное давление. В Великобритании также есть похожий термин — «поколение NEET». Он относится к поколению молодых людей, которые в силу различных факторов не работают и не учатся.

При этом, благодаря австралийскому учёному Марку Маккриндлу появилась классификация ещё одного человека —  «альфа». Это дети, которые родились после 2010—2011 годов, которое даже не представляет себе мир без интернета и гаджетов. Мир они тоже познают через виртуальную реальность, ищут ответы на все вопросы в интернете. При этом социолог отмечает, что в первую очередь, несмотря на теорию поколений, люди должны видеть друг в друге индивидуальность.

«Эта теория действительно излишне обобщённая, не разработанная в деталях. Её авторы хотя и выделяют некоторые общие характеристики для каждого поколения, но при этом многие важные детали упускаются. Это интересная модель, которая показывает определённые исторические тенденции, но мало говорит об индивидуальном опыте конкретного человека», — отметила Ольга Даниленко.

Текст: Матвей Романов.
Фото: KamranAydinov/Freepik
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp