Гигантский экскаватор медленно занёс свой массивный ковш над стенами старинного здания. Под жужжание, скрежет и лязг металлических механизмов уходила эпоха. Этот дом построил и передал для школы зажиточный купец Невзоров в 1902 году. Тогда города Кемерово фактически не существовало, а на берегах Томи располагалось всего небольшое количество деревень.
Несколько лет назад обветшавшее здание с более, чем 100-летней историей, решили снести и распилить на… дрова. Однако исторический объект спас счастливый случай или, как утверждают многие, чудо. В момент разбора мимо проезжал кемеровчанин протоиерей Александр Демченко. Он выскочил из автомобиля, бросился к строителям, умоляя остановить снос.
«Не ломайте, отдайте мне! Я его восстановлю!», — говорил он в тот момент.
Может слова его были настолько искренне и красноречивы, может быть помог несгибаемый авторитет, но Александру Демченко удалось договориться с региональными властями и оставшиеся части дома он забрал, чтобы построить… музей.
Он возвёл девять храмов и собрал сотни раритетных вещей
Прежде чем продолжить рассказ о музее, сделаем паузу и поделимся, кто же такой Александр Демченко. Это человек, достойный отдельной главы в книге о людях нашего края.
В жизни протоиерея Александра Демченко было немало удивительных поворотов. Уроженец кубанской станицы, он с детства впитал любовь к русским традициям благодаря своей бабушке, прожившей 105 лет. Пожилая женщина не боясь, крестила внуков, в доме всегда висели иконы, и она много рассказывала о церкви. Будучи ребёнком, Александр вместе с семьёй переехал в Кузбасс. Здесь началась его удивительная история.
Поворотным моментом в жизни Александра стала практика в селе Берчикуль Тисульского района. Туда он приехал после окончания первого курса Кемеровского культпросветучилища. Он познакомился с добрыми, отзывчивыми людьми, дореволюционным укладом жизни, остатки которого ещё встречались в отдалённом уголке региона. Но поразило его другое! Увидев, как старинные иконы безжалостно используются в качестве досок для разделки мяса или как творило погреба, он начал выменивать и выкупать их. Так в начале 70-ых педагог начал собирать старинные иконы. В 1975-ом году, когда Александр Демченко закончил культпросветучилище, его коллекция уже насчитывала несколько десятков редких икон.
В 1898 году Александр закончил Кемеровский институт культуры и вернулся в училище, чтобы передавать свои знания и талант. 17 лет он посвятил преподаванию, вдохновив плеяду выпускников на искусство и творчество. Но любовь к вере, которую в ранние годы привила Александру его бабушка, всегда давала о себе знать.
«Еще в школе у меня был духовник — отец протоиерей Михаил Михайловский. Когда я закончил школу, то пришёл к нему и спросил: «Батюшка, куда мне идти учиться?». А он ответил мне так: «Иди, куда хочешь, но Бога не забывай». В семинарию мне было не поступить, и я пошёл в училище культуры», — вспоминает Александр Демченко.
Но любовь к Богу, он, действительно, не забыл. Когда Александр работал педагогом, он начал петь в Никольском хоре.
«В те времена молодёжь в церковь совсем не ходила, грозили серьёзные последствия. Работал комсомольский патруль, который забирал всех молодых из храма. Однако те, кто пел в хоре, был защищён, патруль их не трогал, им выдавали специальный пропуск», — делится собеседник Сибдепо.
Так, Александр стал посещать церковь, нашёл людей, которые тоже тяготели к храму и это кардинально изменило его жизнь. Уже имея сан, заведовал отделом культуры в епархии, проводил большие праздники, выставки. За просветительскую деятельность получил звание почётного работника культуры. Сейчас Александр Демченко — митрофорный протоиерей, он награждён высшей церковной наградой – правом ношения митры.
Истинным призванием отца Александра стало храмостроительство. За годы служения он вместе с единомышленниками возвёл девять церквей. Дом попечения для престарелых, который впоследствии стал монастырём в селе Елыкаево, храм в Старочервово, Журавлях, Осиновке и другие церкви стали настоящим украшением кузбасской земли. Каждый из них отличается своеобразной архитектурой. И в каждом храме Александр Демченко оставлял старинные иконы 18 — 19 века из своей коллекции, которую начал собирать в 70-ые годы.
«Ржавый паровоз когда-нибудь загудит и поедет»
После небольшого отступления становится понятно, почему именно протоиерей Александр Демченко спас историческое здание: ему никогда не бывает «всё равно».
Части легенды прошлого века он перевёз в посёлок Журавлёвы горы Кемеровского района и началась стройка. Уже в процессе выяснилось, что нижние бревна непригодны, зато наличники и верхняя часть сруба сохранились прекрасно. Восстановлением дома протоиерей Александр занимался несколько лет. Строить музей помогала вся Россия – отправляли пожертвования из Москвы, Петербурга и Томска, подключились прихожане храма святой Матроны Московской в Лесной поляне, а также неравнодушные люди.
Самой главной поддержкой и опорой в любых начинаниях Александра Демченко была его супруга — матушка Ирина Демченко. Даже когда счёт собранных старинных вещей перешагнул отметку в несколько сотен, а гараж оказался полностью забит предметами старины, она со всей душой помогала сберечь культурное наследие.
«В своё время правящий архиерей владыка Сапроний, архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий сказал мне: «Отец Александр, если тебе будут давать даже ржавый паровоз, ты его бери обязательно. Придёт время, мы все сядем на этот паровоз, он загудит и мы поедем. После этого я всегда верил, что даже ржавый паровоз когда-нибудь загудит и поедет», — вспоминает Александр Демченко.
И отец Александр терпеливо собирал по крупицам историю, которая другим по разным причинам оказалась не нужна. Вещи и иконы отдавали прихожане храмов, антикварщики, приносили знакомые, что-то он не стыдился и забирал из мусора.
Музей, который оживает
Спустя несколько лет всё произошло именно так, как говорил архиерей владыка Сапроний, архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий: «Паровоз загудел и поехал». В августе этого года отреставрированное старинное здание купца Невзорова вновь гостеприимно распахнуло двери. Теперь это не просто дом, школа, а музей. В нём уместился практически весь раритет, который долгие годы собирал Александр Демченко.
Вы когда-нибудь гостили в доме, которому больше 100 лет? Это полностью воссозданный быт и традиции работы купеческой семьи. Около 400 квадратных метров, наполненных духом старины. Первое, что бросается в глаза, — это гармония с архитектурной традицией: первый этаж выполнен из кирпича, как и полагалось в старину, а верхняя часть сохранила элементы деревянного зодчества. Окна от Красновской школы отреставрировали: слои краски, накопившиеся за сто с лишним лет, отчистили, отшлифовали и установили в здании музея.
Типовой дом купца средней руки удалось восстановить с максимальной точностью. Встречает гостей большая трапезная с огромной русской печкой, которую строили три года. В этом простом, но полном жизни доме перед глазами появляются образы прабабушек и прадедушек. Ведь когда-то именно на таких печах наши родственники спали и готовили еду. Здесь же кут — исключительно женское место около печи, отделённое от остального пространства дощатой перегородкой или занавеской. Сюда никогда не заходили мужчины, а женщины занимались приготовлением пищи, мытьём посуды, мелкими постирушками и прочими домашними делами.



Проходишь вглубь, и не перестаёшь удивляться: насколько точно удалось воссоздать типичные для таких домов переходы. Каждый этаж представляет собой ряд комнат, а также небольшое молельное помещение хозяина дома.
«Именно купечество стало настоящим проводником всех культурных новшеств. Они привозили хороший фарфор, картины, мебель, книги. Многое из этого наследия удалось собрать. Кроме того, само по себе купечество было неоднородным. Значительную его часть в Сибири составляли старообрядцы. Сохранились богослужебные книги, иконы, в том числе – и местного производства», — рассказал протоиерей Александр.
С нетерпением обходим каждую комнату и переносимся во времена Российской империи, когда работала фабрика семьи Кузнецовых — выходцев из крестьян-старообрядцев, выпускавшая «Кузнецовский фарфор». Именно она была «Поставщиком Двора Его Императорского Величества». И сегодня ту самую посуду, можно рассмотреть в доме-музее Александра Демченко.
Шагаем по дому-музею дальше. Три этажа старинной мебели, предметов и вещей. 18 швейных машинок, готовых вот-вот зашуметь, — самую старшую из них изготовили ещё в 18 веке. Голландские и немецкие часы, старинные венские стулья, зеркало из Китая и уникальный китайский фарфор. И даже шифоньер, которому 200 лет. А ещё прялки, сундуки, колёсная лира и патефоны с пластинками, которые на удивление работают до сих пор. Особый трепет вызывает гармошка, которая в военные годы дошла до Берлина.


Обращаем внимание, что в доме нереальное количество книг. Часть из них по давнему порядку хранится в сундуках. Есть книги печатные, есть написанные вручную. За прошедшие века краски не потускнели, а буквицы и рисунки остались такими же яркими. Одни из самых старинных книжных экспонатов – ровесники династии Романовых, они были написаны после смутного времени.
Особое место в этом доме отведено церковным иконам. Ведь именно с них и появилось у Александра Демченко желание коллекционировать старинные вещи. Сейчас огромное собрание занимает несколько длинных столов. Иконы с вышитыми и металлическими окладами, с потемневшими ликами производят неизгладимое впечатление. В коллекции есть редкие экспонаты: старинные иконы, дошедшие до нас с эпохи династии Романовых, сузунские иконы, иконы святого Макария Невского.
«Многие иконы сильно пострадали от времени. Антикварщики отдавали нам горелые, разбитые иконы. Отец Александр бережно собирал их и ночами реставрировал сокровища. Этому он научился самостоятельно, появилось внутреннее желание», — вспоминает матушка Ирина.
А ещё в музее есть подвал, где можно узнать, как велась торговля и хранили товары: весы, корыта, торговый инвентарь. Каждая реликвия рассказывает свою уникальную историю и делает невозможное — она возвращает нас к истокам. Теперь легендарный дом — это место встречи с историей, живой и настоящей, которая будет передаваться из поколения в поколение, вдохновляя будущие сердца.