×

Старикам здесь не место

Наш корреспондент попытался спасти конструкцию, установленную в кемеровском Парке Чудес. К сожалению, сделать этого не удалось.

Впервые в городском Парке Чудес я побывал в довольно «зрелом» возрасте, а именно в 5 лет. Семейный архив даже сохранил снимок того счастливого дня моего детства — маленький мальчик щурится от солнца и улыбается на фоне цветной, облепленной мозаикой скульптуры. Причем воспоминания этого дня настолько прочно засели в моей голове, что всякий раз, прогуливаясь по парку и видя эту конструкцию, я сразу же начинал улыбаться. При этом все эти годы на фоне того как я становился старше, скульптуру ни разу не покрасили или не попытались привести в надлежащий вид. Огромный памятник прошлому постепенно, шаг за шагом приходил в негодность как атавизм наследия советской власти. При этом все это время я не переставал надеяться, что в один прекрасный день конструкцию починят, и в будущем я покажу ее уже своим детям — как символ из моего прошлого.

И вот накануне ко мне приехала подруга из Томска, и я решил прогуляться с ней в нашем горсаду. На главной аллее нас встретила конструкция из моего детства с возникшими у основаниями дырками и с приклеенной скотчем надписью «Осторожно! Скульптура находится в аварийном состоянии».

Тут, конечно, воспрял во мне оптимизм и надежда на то, что вот, наконец-то, до конструкции доберутся реставраторы, и мозаика, как в былые времена, засияет всеми цветами радуги. Уже на следующий день я позвонил в дирекцию парка, чтобы узнать, когда же начнется реконструкция. Но, увы, голос на другом конце провода сообщил о том, что конструкцию снесут.

Встав возле памятника, решил провести опрос — нужна ли горожанам скульптура? Результаты получились такие — старшее поколение хором заявляло о том, что структура в парке уже испокон веков и что она требует ремонта. Молодежь называла скульптуру «уродством», «советщиной», «безвкусицей» и с воодушевлением воспринимала информацию о сносе. Наверное, последних можно понять, они скульптуру видели уже в сером и безликом виде, а многие и вовсе ее старались не замечать. Но при этом саму идею скульптуры назвать «уродской» не выйдет, это наша с вами планета в разные стороны, от которой расходятся всполохи энергии. Говорят, раньше на всполохах были еще и маленькие голуби, но они не то сами отвалились, не то их поломали вандалы. В изначальном виде эта скульптура, наверное, даже смогла бы украшать вход в ООН или Юнеско.

Перед тем как связаться с городскими властями, чтобы начать кампанию по защите памятника и поиска возможных вариантов, в качестве которых могли быть сбор пожертвований или привлечение спонсора, я решил выяснить историю данного сооружения. Здесь, к сожалению, меня ждало фиаско. Ни в самом горсаду, ни городские власти ничего рассказать мне не смогли. Живо отреагировал на мою просьбу историк Владимир Сухацкий, он перелопатил свои архивы и различные мемуары, но информации о данном объекте разыскать не смог. «Постройка послевоенная, скорее всего, годов 50-х, — рассказал Сухацкий,- люди просто не понимают, что есть вещи, которые несут в себе память, и их нельзя сносить не потому, что они уродливые или нет, а потому, что с ними связаны воспоминания, это важные и нужные памятные места и отражают ту или иную эпоху», — добавил он. Единственной информацией о памятнике стал рассказ дворника одного из близлежащих дворов. Пенсионер, который попросил не называть своего имени, поведал мне, что скульптуру, которая называется «Мир во всем мире», установили незадолго до смерти Сталина, и посвящена она была подписанию Советами конвенции о правах человека. Скульптура в первые годы была местом, где по вечерам встречались влюбленные. По словам дворника, изначально конструкция была выкрашена яркими красками, но уже через несколько лет они начали осыпаться, и тогда цвет добавили с помощью повсеместно набирающей популярность мозаики.

Можно ли сносить места, рядом с которыми у многих людей было первое свидание, важные для их частной жизни встречи или просто, как в моем случае, детские воспоминания? Но такие мелкие проблемы власть имущих не расстраивают. Власти города на различных уровнях идею сноса аварийного объекта восприняли на ура. Спасатели справедливо заметили, что — «объект же может развалиться в любой момент, он опасен для кемеровчан, и это в условиях, когда у нас в регионе уже не редкость землетрясения, град и штормовой ветер». В отделе культуры мне рассказали, что если объект не входит в списки культурного или исторического наследия, то специалистам до него нет особого дела. «Вот то ли дело школа Кемеровского рудника, — заявила заместитель начальника городского Управления культуры, спорта и молодежной политики Наталья Бледнова, — это важный исторический объект, без него история нашего города будет неполной. Денег на реконструкцию в городе нет, поэтому мы сейчас ищем спонсоров, чтобы привести школу в порядок. А объект, о котором вы говорите, никакой ценности не представляет, без него в парке станет даже лучше, на аллее станет больше «воздуха».

На реконструкцию школы Кемеровского рудника нужно 200 миллионов рублей, чтобы вернуть к жизни объект из моего детства, денег нужно на порядок меньше, сколько, правда, неизвестно, поскольку такой вопрос собственником даже не рассматривался.

Парк Чудес находится в долгосрочной аренде, и здесь я вас подведу к главному моменту, который может менять облик нашего города. В случае когда городская территория попадает в частные руки, большинство вопросов оказывается вне взора чиновников. Так, если вы арендуете участок на Красной Горке, и там будет исторический объект, вас заставят за ним ухаживать и содержать в надлежащем виде. Другое дело, если на куске земли есть старые, установленные менее 50-70 лет назад скульптуры, вы просто ждете, пока они придут в негодность, получаете разрешение, и проблема снимается с повестки дня.

То есть если бы, например, в Кировском районе новые арендаторы Березовой Рощи захотели бы избавиться от круглой конструкции с названием парка, они могли бы просто на 5-6 лет забыть ее красить и в итоге смогли бы снести. А это, между прочим, такой же символ нашего с вами города, как памятник Волкову или здание вокзала. Благо в Березовой Роще эту проблему решили тем, что сделали под кольцом строения бассейн, но это, что называется, удачный вариант.

Вернемся к Парку Чудес. «Дату сноса назначат после того, как комиссия нашего парка определит фронт работ, — сообщила работница парка. — Эта работа займет не так много времени, скорее всего, через пару недель всё лишнее уже уберут. Что появится на месте скульптуры, пока сказать вам не могу, какого-либо проекта пока нет». Жаль, что я узнал о сносе скульптуры довольно поздно, еще до того как было получено разрешение на снос, возможно, был шанс на привлечение спонсоров или частные средства. Таким образом, конструкция «Мир во всем мире» так и останется милым воспоминанием да изображением на желтеющей фотокарточке.

В этом году Кемерово отпраздновало свое 95-летие. Эта настоящая веха, еще несколько лет — и вот уж как век областная столица носит свое гордое имя. Но в этом и проблема — город довольно молодой. Если в Томске или в Новосибирске все как-то проще — вот строения 18 века, а это – 19-го, то у нас пока понять, что является исторической ценностью, а что нет, довольно сложно. И если мы будем избавляться от таких мелочей, как обычные скульптуры, то образ города в голове его жителей сложится едва ли. Помните, в том же Парке Чудес много лет назад были металлические скульптуры животных, они тоже исчезли быстро и бесследно, а ведь есть тысячи фотографий, где кемеровчане стоят рядом с ними. Их ремонт не стоил бы миллионы, просто на определенном этапе они оказались не нужны.

Или пример из свежих — в городе хотят переименовать одну из старейших улиц — Орджоникидзе. И это в городе, где дома и улицы появляются как на дрожжах. Неужели нельзя назвать в честь основателя «Кузбассразрезугля» новую улицу на Радуге или в Лесной Поляне? Вопрос без ответа. В нашем городе можно и нужно возводить что-то новое: дома, кварталы, районы. Но создавая что-то свежее, не нужно вычеркивать из городской среды то, что составляет ту мозаику памяти, что связывает нас друг с другом и заставляет гордиться, когда мы называем себя кемеровчанами.

Андрей Шавнев

Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp