
Угольный майнинг — новое золото? Депутат Госдумы о том, как превратить уголь в криптовалюты
Накануне Дня Шахтера редакция «Сибдепо» задала вопросы о будущем угольной отрасли кузбасскому депутату Госдумы Антону Горелкину, первому зампреду комитета по информполитике, информационным технологиям и связи.
Впереди наш главный праздник – День Шахтера. Не секрет, что сейчас угольная промышленность переживает не лучшие времена. Недавно вы заявляли, что уголь может стать топливом для майнинга криптовалют. Это спасет отрасль?
Кузбасс невозможно представить без угольной промышленности. День Шахтера отмечают почти в каждой семье, и я хочу выразить свою признательность всем, кто связал свою жизнь с шахтерским трудом, благодаря кому в наших домах есть тепло и свет. Действительно, перед угольной промышленностью сегодня стоит серьезный вызов, во многом связанный с изменением международной обстановки. Поэтому нужно искать новые и нестандартные способы преодолеть эту ситуацию.
Один из таких способов – использовать угольную электрогенерацию для промышленного майнинга криптовалют. То есть, по сути, переработать уголь в высоколиквидный цифровой товар. Я считаю, что это шанс диверсифицировать экономику региона, привлечь новых инвесторов, выйти на принципиально иные рынки сбыта, дать дополнительный импульс угольной промышленности Кузбасса.
Есть мнение, что промышленный майнинг криптовалют – это очень сложный вариант, и не проще ли переобучить шахтеров, чтобы задействовать их в других секторах экономики?
Разрушать всегда проще, чем строить. Но разве можно беспристрастно наблюдать, как закрываются угольные предприятия и исчезает героическая профессия шахтера? И не нужно забывать, что в Кузбассе много моногородов, экономика которых полностью зависит от угледобычи.
Я считаю, что, несмотря на сложную ситуацию, нужно помочь отрасли найти варианты развития. И проект использования угольной генерации для майнига криптовалют – один из самых перспективных: он вызывает интерес и у промышленных майнеров, и у потенциальных инвесторов. По моим данным, в Правительстве РФ угольный майнинг также получил поддержку на довольно высоком уровне.
Но ведь для того, чтобы добывать криптовалюты, недостаточно одних шахт и разрезов. Правильно ли мы понимаем, что для этого требуется построить специальные электростанции. Потянут ли угольные компании дополнительные расходы?
Всё верно: чтобы превратить уголь в криптовалюту, нужны и специальные электростанции, и питающиеся от них дата-центры. Но уже существуют подходящие решения, это компактные теплоэнергостанции, строительство которых не выльется в заоблачную сумму. К тому же, сейчас обсуждается вариант особой госпрограммы, которая позволит компенсировать часть расходов.
Единственное, на что нужно обратить очень пристальное внимание, это экологическая составляющая. Как известно, угольные ТЭС оказывают негативное влияние на окружающую среду. Поэтому необходимо, чтобы все предприятия, входящие в цепочку угольного майнинга криптовалют, уделяли этому вопросу приоритетное значение. Уже существуют технологии, которые способны снизить вредное воздействие на 90%, и нужно следить, чтобы в Кузбассе они применялись в обязательном порядке.
Получается, что если проект получит одобрение, то через пару десятков лет угольные компании Кузбасса станут заниматься криптовалютами, а главным профессиональным праздником региона станет какой-нибудь День Криптомайнера, а не Шахтера?
Уголь останется важной составляющей совокупного энергетического баланса России. Спустя годы он всё так же будет источником света и тепла для наших граждан, всё так же будет востребован у российских химиков и металлургов. Но заменить экспорт угля экспортом произведенных из него криптовалют – на мой взгляд, очень важная стратегическая задача для экономики РФ. И произойти это может достаточно скоро: согласно расчетам, окупаемость проектов угольного криптомайнинга в Кузбассе составляет три-четыре года.