×

Ушлый кемеровчанин обманул крупный кузбасский угольный холдинг

Ушлый кемеровчанин обманул крупный кузбасский угольный холдинг, пообещав его руководству продать карьерный экскаватор за 40 млн рублей и получив в качестве предоплаты половину этой суммы. В свою очередь, не в меру предприимчивого бизнесмена «надул» его партнер-подельник в Киргизии.
В суде областного центра начинается рассмотрение уголовного дела, история которого уходит теперь уже в далекий 2007 год. Именно тогда небезызвестный кемеровский предприниматель (назовем его Сергей Колупкин) прознал, что крупная компания, в состав которой входят несколько угледобывающих предприятий, объявила тендер на приобретение экскаватора.
 
Доверяй, не проверяя?
 
Колупкин тотчас отправился на встречу с одним из руководителей предприятия, для которого должен был приобретаться экскаватор. В ходе общения Сергей смог убедить сначала своего собеседника, а затем и конкурсную комиссию, проводившую тендер, что готов поставить на максимально выгодных для угольщиков условиях принадлежащий ему экскаватор.
 
И вот тут-то и начинаются различные «но», которые в свое время не насторожили покупателей. Во-первых, Колупкин предложил не просто привлекательную цену за карьерную технику, а просто-таки нереально привлекательную. По оценкам экспертов, аналогичная техника на рынке в те годы стоила около 200 млн рублей. Кемеровский же предприниматель согласился на сумму в… 40 млн. То есть в пять раз меньше рыночной.
 
По идее, любого адекватного человека, а тем более коллектив людей, коим является конкурсная комиссия, такое чрезмерно заманчивое предложение должно было, как минимум, насторожить. Но не насторожило. Почему? Это вопрос другой, и, отвечая на него, мы невольно уходим в область догадок и предположений. Первое (и единственное), что приходит на ум: кто-то был очень заинтересован, чтобы купить экскаватор именно у Колупкина.
 
Во-вторых, выяснилось, что экскаватор находится не в Кузбассе, а в далекой Киргизии. Правда, продавец тут же поспешил успокоить потенциальных покупателей, что все расходы по его транспортировке в наш регион – а это весьма приличная сумма – он берет на себя.
В-третьих, угольщикам Колупкин так и не предъявлял подлинных документов, подтверждающих его право собственности на указанный экскаватор. Покупатели видели только копии каких-то документов. Но и этот момент никого особенно не смутил.
Представители угольной компании потом объясняли следователю Главного следственного управления при Кемеровском областном управлении МВД, которая вела уголовное дело, что… доверяли Колупкину, поскольку на тот момент уже был опыт покупки у него другого экскаватора. И тогда все прошло вполне гладко.
 
Двадцать миллионов проблем
 
Еще одним сюрпризом стал тот факт, что от имени компании, которая выступала в качестве продавца, действовал не Сергей Колупкин, а совершенно другой человек. Но и это почему-то тоже не насторожило опытных угольщиков, их большую юридическую службу и службу безопасности. А должно было бы.
 
Как выяснилось во время следствия, Колупкин убедил директора одной из своих многочисленных фирмочек возглавить и ту, которая должна была фигурировать в «экскаваторной» сделке. Правда, поначалу этот человек ни в какую не соглашался, но Колупкин, обладая отличным даром убеждения, смог уговорить человека подписаться на должность. Взамен пообещал погасить долги по другой фирме, где тот уже действительно работал в качестве директора. Кстати, эти долги также возникли по вине Колупкина.
 
Стоит отметить, что наш герой – персона в мире кемеровского бизнеса небезызвестная. Знают его многие партнеры, с которыми тот был далеко не всегда честен и обязателен. Знают и наемные работники, отработавшие на Колупкина по нескольку месяцев и выставленные за ворота без зарплаты. Более того, как утверждают наши источники, для Колупкина была нормой такая ситуация: он нанимал людей, которые работали на него со всем старанием вновь принятых, а потом, месяца через три, расставался с работниками, а точнее, они увольнялись, не получая зарплаты. А Колупкин нанимал новую «бригаду».
 
При этом все фирмочки, по сути, были созданы Сергеем Колупкиным, а формально их возглавляли другие люди – типа «зитцпредседателя Фунта». Однако все решения принимал все тот же реальный владелец бизнеса. Именно он командовал денежными потоками.
И надо ж было так случиться, что у Колупкина образовалась большая задолженность перед банком-кредитором! Чтобы не потерять свое здание, расположенное на проспекте Кузнецком, которое было заложено в качестве обеспечения кредита, Колупкин и закрутил аферу с экскаватором. До этого он пытался получить кредит в других банках, чтобы перекрыть свои долги, однако местные банкиры знали Колупкина как облупленного и отказывали ему в кредитовании.
 
Итак, Колупкин явился к угольщикам и принес договор, подписанный другим человеком – тем самым «зитцпредседателем Фунтом». Угольщики его подписали. А заодно и подписались на двадцать миллионов дополнительных проблем.
 
Не дождались…
 
Для того чтобы убедиться в честности намерений Колупкина и узнать состояние покупаемого экскаватора, угольщики отправили вместе с продавцом своего специалиста в Киргизию. И там, на небольшом разрезе, продолжали происходить события, которые тоже должны были насторожить доверчивых угольщиков. Например, то, что в рамках этой поездки так и не состоялось встречи с руководством разреза, которое якобы должно было оформить необходимые документы на экскаватор, но не оформило. Правда, саму технику осмотреть все же удалось. Однако кузбасский угольщик делал это чуть ли не в полном одиночестве: даже Колупкин по непонятной причине, сославшись на занятость, не поехал на разрез.
 
Уж какие вопросы решал кемеровский предприниматель Сергей в это время и с кем, остается только догадываться. Возможно, именно в это время он встречался с нужными людьми, которые позднее и помогли ему провернуть оставшуюся часть махинации.
 
Когда Колупкин и угольщик вернулись в Кузбасс, последний представил полный отчет о поездке – руководство угольной компании осталось довольно. И наконец на псевдопродавца пролился благодатный дождь из безналичных денежных знаков – в размере 20 млн рублей аванса.
 
А угольщики, в свою очередь, получили долгожданную новость: якобы на киргизском разрезе начался демонтаж сложного карьерного оборудования, которое уже месяца через три должно было вовсю заработать на благо Кузбасса. Но не тут-то было!
 
Неожиданно начались проблемы. Демонтаж в реальности и не начинался. Экскаватор никто никуда не отправлял, да и, как выяснилось слишком поздно, отправить и не могли: оказалось, что эта дорогостоящая техника была, по сути, арестована государством. А точнее, налоговой инспекцией – за долги по налогам.
 
Более того, что оказалось еще более неприятным для покупателей фактом, экскаватор уже был продан, но не в Кузбасс и даже не в другой регион России, а в Казахстан. Причем не каким-то Колупкиным, а реальным владельцем, находящимся в Киргизии.
 
Мошенник-жертва?
 
Ну, хорошо. Не состоялась сделка – и ладно. Вопрос в другом: где деньги? Казалось бы, Колупкин никуда не скрывается, должен вернуть деньги. Но в том-то и дело, что он денег не несет. После «разбора полетов» выяснилось следующее. Половина суммы аванса была им отправлена неким физическим лицам в Киргизию – якобы в счет уплаты стоимости экскаватора. Нелогичность ситуации, мягко говоря, налицо. Собственник экскаватора перечисляет кому-то деньги, причем этот кто-то – не юридическое, а физическое лицо. Которое, кстати, следователю, специально командированному в Киргизию, так и не удалось найти. Что тут скажешь? Чужая страна!
 
Остальные 10 миллионов, что не были перечислены в Киргизию, тоже пропали неизвестным образом. Колупкин заявлял неоднократно следователю, что он изрядно потратился во время многочисленных поездок в Киргизию. Можно, конечно, согласиться, что современные поездки недешевы, но не 10 же миллионов рублей на них потратить!
 
Что же, как говорится, имеется в сухом остатке? Некое физлицо в Киргизии – плюс 10 млн рублей. Сергей Колупкин (и его возможные партнеры в Кемерове) – плюс 10 млн рублей. Угольная компания – минус 20 млн рублей.
 
Ах да, еще впереди судебное разбирательство, в котором Колупкин имеет неприятный статус подсудимого! Но, во-первых, надо еще доказать, что кемеровский предприниматель сознательно обманул угольщиков (он и его адвокат настаивают на версии, что Сергей Колупкин сам стал жертвой обмана). А во-вторых, далеко не всегда приговоры по экономическим преступлениям, где фигурируют крупные денежные суммы, оканчиваются не то что реальными сроками заключения, но даже и обвинительными приговорами.
Сергей Филлипов.
(имена и фамилии героев изменены)
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp