×

«Кто виноват? Человек»: как отлавливают никому не нужных животных в Кемерове

Корреспондент Сибдепо съездил в ветеринарную клинику, которая занимается бездомными собаками в Кузбассе. Как именно отлавливают собак, в каких условиях они живут, как их лечат — об этом читайте в нашем материале.

Предыстория

В Кузбассе давно стоит проблема бездомных животных, но последние три года особенно остро. Случаи с нападениями на людей не прекращаются. По данным Роспотребнадзора, за 8 месяцев укусов бездомных собак было около 4 тысяч. Сотни жалоб из-за их агрессивного поведения поступают в администрации городов и местные службы отлова животных.

В 2023 году администрация города Кемерова и Управление ветеринарии Кузбасса предоставили субвенцию в размере 21,1 млн рублей на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев. По итогам открытого аукциона заключили контракт с ООО «Ветеринарной скорой помощью». Сегодня по всему Кузбассу организация занимается отловом бездомных животных, стерилизацией и чипированием. По истечению 30 дней карантина возвращают животных, не проявляющих немотивированной агрессивности, в прежнюю среду обитания.

Корреспондент Сибдепо отправилась с бригадой отловщиков «Ветеринарной скорой помощи» по улицам города Кемерова, чтобы посмотреть процесс отлова собак. В этом материале о животных, которые попали в приют, в каких условиях они живут и как лечат.

На отлове

Работа начинается с горячих заявок и звонков обеспокоенных жителей. Сотрудникам дают маршрутные листы с адресами, с которыми они отправляются на отлов.

При этом часто бывает, что по этим адресам животных не находят. Как рассказал специалист по отлову собак, утро считается лучшим временем для ловли, потому что собаки голодные и охотно идут на запах еды. А после обеда животные уже находят пищу и убегают.

«Погодные условия тоже влияют. Бывает, на места приезжаешь, там прям целая стая, и сразу же из нее две собаки вылавливаем», — рассказал сотрудник «Ветеринарной скорой помощи» Александр.

Перед выездом директор «Ветеринарной скорой помощи» Михаил Боборыкин поделился ,что люди часто отправляют «пустые» заявки:

«Им просто не нравится собака, поэтому они пишут нам. А мы должны выезжать туда, тратить время, снимать видео, что собака неагрессивная. И самое интересное, что нам это никто не оплачивает. И таких заявок очень много. По кругу могут звонить, одни и те же».

Так и случилось, прежде чем найти первую собаку пришлось объехать около 3-х адресов. Прикармливают четвероногих обычно измельченным говяжьим рубцом — это часть желудка коровы. Животное побаивается, но потихоньку крадется за прикормом. Как только собака подходит ближе, второй специалист готовит свой сачок, чтобы накинуть на нее. Собака пытается вырваться, но уже через несколько секунд она в клетке.

Два обеспокоенных жителя интересовались дальнейшей судьбой мохнатого, но никак не вмешались. Один даже заявлял, что это его «уличная» собака.

Тут же, неподалеку от дороги, в небольшой яме находилась «будка» щенков. Их забирают только в случае, если есть мать или они достигли 2-3 месяцев. Ни под один пункт малютки не подошли, поэтому их оставили.

На следующий адрес бригаду отловщиков вызвали местные жители, которые боятся огромного соседского алабая, и дети в том числе. Собака действительно оказалась внушительной — алабай выпрыгивал из ограды буквально на нас. Забор был настолько низкий, поэтому казалось, что он сейчас сорвется с цепи. По телефону хозяйка пса дала разрешение специалистам по отлову забрать животное, и даже попросила обратно не возвращать. На площадке перед двором горы экскрементов, видимо, хозяевам действительно все равно что происходит с алабаем.

И так проходит целый день у бригады отловщиков. До 18 часов сотрудники разъезжают по улицам города и отлавливают животных. После этого привозят собак в приют «Ветеринарной скорой помощи», осматривают, записывают характеристику каждого и помещают в отдельный вольер. Далее следует 10 дней карантина — сотрудники оценивают состояние животного на агрессивность, ставят вакцину от бешенства и стерилизуют. Через 10 дней они снимают швы. Спустя 30 дней выпускают животных на свое место, уже с чипом и биркой.

Директор «Ветеринарной скорой помощи» отметил, что собаки за месяц настолько привыкают к теплу и еде, что не раз возвращались и приходили сами в приют.

Жизнь в приюте

Директор ветеринарной клиники Михаил Боборыкин поделился, что три года назад как только Ветеринарная скорая помощь» начала работать как служба отлова, было множество проблем. Самым сложным был запуск работы, оборудования и дорогостоящих машин. Сегодня, по словам Михаила, алгоритм работы слажен.

Раньше здание «Ветеринарной скорой помощи» на улице Попова,6 принадлежало пожарному депо. Сегодня кабинеты помещения обустроены для лечения животных, там находится операционная, вольеры с бездомными кошками, кабинет для пошива одежды на стерилизованных животных. 

Во дворе здания находятся 398 вольеров, в них на сегодняшний день содержится 150 собак. В каждом стоит будка с подложенной соломой и тарелкой. Для собак готовят два раза в день кашу с курицей. После кормления сотрудники убираются в вольерах. Михаил рассказал, что рук всегда не хватает. А волонтеры, которые приходят, не готовы браться за грязную работу.

Выгул собак проходит в вольерной зоне. Щенков стараются выгуливать каждый день. Что касается взрослых собак, специалисты знают каких конкретно можно выгуливать с другими, а каких по отдельности. 

40-50 % псов после операции находятся на карантине. Если швы зажили, то их выпускают. Есть собаки, которые должны выгуливаться два раза в день. Они терпят и ходят в туалет только на прогулке. 

Михаил Боборыкин говорит, что сотрудники настаивают, чтобы животных лишний раз не беспокоили. Потому что, когда люди идут вдоль вольеров, поднимается шум, у многих животных возбуждение. К тому же у половины собак имеются неврологические особенности. Например, повышенная агрессия. Даже к волонтерам нужно привыкать.

«Собаку на пристрой»

По словам сотрудника ветеринарной клиники, за год было отловлено 1650 собак. Большинство собак отправились туда, откуда их и забрали, на улицы. От собратьев их отличают только бирки в ушах. 10% животных остаются жить в приюте — это агрессоры и старики. Таких собак очень мало. За ними продолжают наблюдать специалисты.

«В дальних городах бездомных собак намного меньше, люди более адекватные. Например, с Анджеро-Судженска могут зарегистрировать собаку на себя и забрать, а в Кемерове такого не получается. Люди намного бессердечнее», — поделился Михаил Боборыкин.

И также за год 340 хвостатых подопечных сотрудники отлова передали по договору кузбассовцам на «усыновление». По словам сотрудников, особенно часто забирают к себе жить щенков. Есть большой спрос на породистых собак. 

«На алабая, например, много народа. Но так как он проявляет определенную агрессию, неизвестно оправиться он через месяц или нет. Вполне возможно, что будут приходить каждый пеший и никто его не возьмет, потому что агрессивен», — объясняет директор ветеринарной клиники.

Обычно клиенты выбирают собаку в соцсетях, приходят и знакомятся с животными. Кому-то четвероногий нравится с первой же встречи. 

Сотрудники общаются с клиентами и узнают для каких целей они берут животное. Если специалист видит, что у клиента нет контакта с собаками, то его, возможно, попытаются отговорить. 

Если же все хорошо, составляется договор, в котором указан адрес и телефон хозяина. Спустя какое-то время клиентов прозванивают, чтобы узнать как пристроилась собака. По словам сотрудников, случаев с возвратом животного в приют не было, но возможность такая есть. В основном забирают люди, которые хотят помочь.

 

«Ветеринарная скорая помощь» даже создала специальную группу в соцсетях, где можно присмотреть полюбившуюся собаку на «усыновление».

 

Кто виноват и что делать?

У сотрудников приюта нет никаких иллюзий по поводу того, откуда на улицах появляются ежегодно сотни бездомных животных. Они за три годы работы стали свидетелями очень многих циничных поступков владельцев животных. Собак бросают, выкидывают на улицу из дома, подбрасывают щенками в коробках. А кто-то, не забирая животных домой по-настоящему, просто раскармливает стаи.

«Поиграли с собачкой не понравилась и бросили. Проблема одна и та же — у всех этих собак есть хозяева», — отметил Михаил Боборыкин.

«Собираются стаями в одном и том же месте, потому что их там кормят и они защищают свое место. А люди не могут некоторые понять и жалуются. Кто виноват? Человек», — рассказала начальник базы «Ветеринарской скорой помощи» Наталья Матвеева.

Как кардинально исправить ситуацию, сотрудники приюта тоже знают — нужно заставлять людей регистрировать собак, а потом наказывать владельцев животных за безответственность. Но в отлове отмечают, что таких законов нет.

О создании муниципального приюта речи пока тоже не идет. Как отметили в администрации Кемерова, эта проблема федерального уровня, которую муниципалитетам со своими возможностями и на свои деньги не решить. Поэтому заключение договора с частными фирмами и службами отлова сейчас единственный выход.

«Муниципалитет осуществляет только отдельное государственное полномочие (в соответствии с Постановлением Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 11.02.2020 № 57) по организации мероприятий по обращению с животными без владельцев», — сообщает администрация города.

С 2020 по сентябрь 2023 года сотрудниками «Ветеринарной скорой помощи» было отловлено 3219 бездомных животных, из них возвращено на место их обитания — 1767. То есть, число бездомных собак, по идее, уменьшает, но очень медленно, и без учёта вновь расплодившихся «бездомышей», которых опять выбросили на мороз «сердобольные» люди.

Поэтому, в такой ситуации единственный способ сократить количество бездомных псов — это быть человечным ответственным хозяином своему животному, а также приютить забрать с улицы и из приюта брошенного кем-то хвостатого.

Текст: Елизавета Тилишевская.
Фото: Елизавета Тилишевская
Поделиться в VK
Поделиться OK
Отправить в телеграм
Отправить в WhatsApp